Стать автором
Обратная связь
04.04.2014

ЕЭС: дешевле, лучше, честнее

Евразийские интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, населением бывших союзных республик воспринимаются неоднозначно. Если сторонники интеграции уверены в том, что она повлечет за собой совместное развитие экономик стран-участниц, то противники считают, что создание Евразийского экономического союза (ЕЭС) — это потеря суверенитета.

Однако при этом европейская интеграция, то есть Европейский союз с центром в Брюсселе, наличием наднационального органа в виде Европейской комиссии, единой валюты и даже общего парламента, воспринимается как абсолютно демократичное явление без малейшего намека на дискриминацию и нарушение суверенитета какой-либо из стран-членов ЕС. А вот аналогичные процессы на пространстве СНГ преподносятся как попытка реанимации СССР и возврата в «страшное» советское прошлое.

Следует признать, что тут сделала свое дело оголтело-голливудская пропаганда Запада, категорически не желающего появления на планете «монстра», способного в недалекой перспективе перетянуть на себя одеяло мировой экономики и сменить привычные приоритеты. И то, что интерес к новому интеграционному объединению проявляют все больше те, кто еще недавно с вожделением смотрел туда, где заходит солнце, кое-кого лишает спокойной жизни, вынуждая активно и не всегда честно бороться. Так что палок в наших колесах будет еще много.

Однако отбросим политику. Экономические минусы интеграции, по мнению противников ЕЭС, налицо. И это прежде всего недобросовестная конкуренция внутри Таможенного союза. Дескать, российский и белорусский рынки остаются недоступными для казахстанских товаров, тогда как полки наших супермаркетов завалены продукцией партнеров по ТС.

Во-первых, это не совсем так. Во-вторых, все эти вопросы решаются. Ну и, в-третьих, Брюссель тоже не сразу строился. И процесс создания ЕС также не был гладким и лишенным противоречий.

Мы обратились к члену Коллегии (министру) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлану Алдабергенову, который ответил на наши вопросы и дал разъяснения по всем интересующим нас пунктам.

— Одна из наших главных задач состоит в том, чтобы усовершенствовать антимонопольное законодательство, — говорит Нурлан Шадибекович. — Сделать его максимально эффективным. Второй момент — это исследование трансграничных рынков, поскольку это тоже относится к вопросам антимонопольного регулирования. В каждом государстве есть свои монополисты. И мы с ними работаем.

— В чем заключается эта работа?

— В России, к примеру, очень много крупных монопольных компаний, которые после открытия границ зашли в Казахстан. Мы видим их продукцию. Видим и то, как они ведут себя на нашем рынке. Требуем от них соблюдения тех же условий, что ставятся перед нашими компаниями в России и Беларуси. Если они у себя соблюдают правила равной конкуренции, то же самое должны делать и у нас.

— Какие для этого имеются рычаги воздействия?

— В начале этого года президенты трех стран подписали решение о передаче ряда национальных полномочий в области антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии. Таким образом, был создан первый наднациональный орган, который будет следить за всем, что делается на трансграничных рынках. Если внутренними делами в Казахстане занимается Агентство по защите конкуренции, в России — Федеральная антимонопольная служба, в Беларуси — Минэконом, то наша комиссия занимается всем, что происходит между государствами. То есть, если предприятие работает в двух странах, оно автоматически попадает под контроль ЕЭК, задача которой — обеспечить равные условия для конкуренции.

— Какими методами это будет осуществляться?

— В модельный закон, подписанный тремя президентами, введены нормы из мировой практики. Одна из них — предупреждение. То есть не сразу налагать штраф на предприятие, допустившее нарушение, а предупредить его на первый раз.

Следующая норма — предостережение. Контролирующий орган видит признаки нарушения и подсказывает, предостерегая компанию от нежелательных последствий. Также предусмотрена норма, направленная на поддержку отечественного бизнеса. Когда государство предоставляет преференции, это должно быть на конкурсной основе при обязательном участии антимонопольного органа.

Следующая норма направлена на защиту внутреннего рынка. Это обязанность предоставления информации о происхождении товара, формировании цены и т.д. Для того, чтобы защищать свой рынок, мы должны иметь закон, позволяющий заходить на предприятия и смотреть, правильно они работают или нет.

Ну и, наконец, дисквалификация. Эта жесткая норма предусмотрена для воздействия на предприятия, систематически нарушающие антимонопольное законодательство.

— Какие рынки попадают в категорию трансграничных и как отслеживается ситуация на них?

— Рынок природного газа, электроэнергии, автомобилей. По автомобилям у нас, к примеру, доминирует российский АвтоВаз. Его доля в Казахстане порядка 37 процентов. Это повод очень внимательно следить за поведением данного хозяйствующего субъекта, за его ценовой политикой, качеством сервиса. Вплоть до заключаемых контрактов. Далее следуют продовольственные товары, нефть и нефтепродукты, международные авиаперевозки, услуги международной связи.

— Добросовестная конкуренция подразумевает повышение качества товаров и услуг и снижение цен. Поспособствуют ли принимаемые меры этому?

— Безусловно, все меры должны повлечь за собой повышение уровня жизни наших граждан. Иначе смысла в нашей работе нет. В качестве примера предлагаю рассмотреть такое понятие, как «параллельный импорт». Сейчас мы получаем оригинальные запасные части и брендовые товары от крупных зарубежных компаний через официальных дистрибьюторов. Если частный предприниматель захочет завести такой же товар, то сделать этого не сможет, поскольку это запрещено. Так получилось, что три государства, приняв соответствующий закон, лишили себя такой возможности. В результате многие автомагазины закрылись. Бизнес начал страдать. Иначе говоря, мы сами себе создали проблему и теперь усердно работаем над ее решением. Если мы ее решим (а дело идет к этому), то сможем снизить цены на оригинальные автозапчасти до 80 процентов. Мы изучили международный опыт. Лично я беседовал с японцами, потратившими на решение такой проблемы почти десять лет. Говорил и с китайцами. Они это решают довольно просто. Официальный дистрибьютор продает по одной цене и дает гарантию на три года. Другая фирма продает по более низкой цене, но гарантия у нее 1 год. А какой-нибудь частный предприниматель дает гарантию 2 месяца, но продает ту же запасную часть еще дешевле. И никаких запретов. Потребитель выбирает сам. Таким образом, на запчастях мы можем сэкономить 80 процентов, на спорттоварах — до 40, на парфюмерии — до 60, на фотоаппаратах и велосипедах — до 20-40 процентов.

— Один из существенных вопросов, возникших в последнее время, — стоимость перелетов (в частности, внутренних) и ценовая политика крупнейшего в стране авиаперевозчика. Найдется ли управа на таких монополистов?

— Сейчас в Казахстане работают несколько авиакомпаний. И мы ставим такой вопрос перед авиаторами всех трех стран. Из трех государств наша внутренняя цена наиболее высокая. Когда мы об этом говорим перевозчику, он отвечает, что они — национальная компания. Мы согласны. Более того, мы должны сделать все, чтобы ее сохранить. Но для этого цены на билеты должны быть конкурентоспособными. Иначе сделать это будет сложно.

К примеру, рейс Москва — Астана. Летают две компании — казахстанская и российская. Билет стоит 58 тысяч тенге и 61 тысячу тенге соответственно. Такое же расстояние между Москвой и Мюнхеном. Но там билет стоит 37 тысяч тенге. Потому что летают несколько компаний. А наши жители Костанайской области, чтобы улететь в Москву, едут в Челябинск и из него вылетают. Потому что так намного дешевле. Поэтому мы должны развивать добросовестную конкуренцию, в том числе и между авиакомпаниями.

— Подешевеет ли международная мобильная связь?

— Это также один из важных вопросов, который нам необходимо решать. Семь казахстанских областей граничат с одиннадцатью российскими регионами. Люди свободно перемещаются. И если мы поедем в Россию и будем использовать нашу сим-карту, тариф станет дороже в 20, а то и в 40 раз. Это особенно актуально для жителей приграничных населенных пунктов. Их телефоны могут одновременно ловить и казахстанских, и российских операторов. И если звонок случайно прошел через последних, то его цена станет существенно выше. Поэтому мы сейчас с нашими коллегами из антимонопольной службы России и Беларуси решаем, как эту разницу убрать.

Конечно, сотовые компании возражают. Мы приводим в пример Европу. 27 государств не имеют такой разницы. Более того, они поставили задачу до 2015 года роуминг обнулить. Там ведь тоже нет границ. И когда ты приезжаешь из одного государства в другое, соответственно, твоя мобильная сеть тут же переключается на компанию, которая работает уже в другой стране. И мы хотим сделать так, чтобы, въезжая в Россию и Беларусь, наш тариф повышался хотя бы в два раза, а не в двадцать.


Источник:  Московский комсомолец
Ключевые темы:  Стандартизация

Возврат к списку