Стать автором
Обратная связь
03.04.2014

От Союзного государства – к Евразийскому союзу

Языком цифр

В Беларуси, Казахстане и России сосредоточены:

Доля ЕврАзЭС в 2011 году в мировой добыче:

Александр ЛУКАШЕНКО,
Президент Беларуси:

– Главный результат наших политических действий – это создание Союзного государства. Люди порой нас критикуют, что мы медленно идем, но я задаю себе вопрос: на каком направлении мы или другие страны достигли большего? У нас нет границы между двумя странами, у нас люди спокойно переезжают из Москвы в Минск, и наоборот, у нас люди имеют равные права: россияне в Беларуси и белорусы в России. Мы имеем единое оборонное пространство, мы имеем общие противовоздушные войска, мы имеем союзную группировку на западном направлении, которая реально действует и которая проводит масштабные учения в России и в Беларуси. То есть по всем направлениям мы достигли определенных результатов.

Нам надо действовать и укреплять наше государство, Союзное государство и продвигать его по разным направлениям. У нас практически единая экономика. Расширяя ее, мы создали Таможенный союз и Единое экономическое пространство. То есть мы свой опыт в этом плане перенесли на более широкий круг государств.

Мы стали совершенно естественно, как должное, воспринимать наше теснейшее двустороннее сотрудничество. И такая органичность – результат многолетней кропотливой работы. Однако на фоне серьезного продвижения вперед по пути евразийской интеграции требуется качественная модернизация ее локомотива – Союзного государства.

В формате «двойки» обкатывался целый ряд решений, которые сейчас успешно реализованы в «тройке». Полагаю, что и в дальнейшем за Союзным государством должна сохраниться роль «ледокола» в решении сложных вопросов. Необходима полная ясность относительно сочетания функций Союзного государства и будущего Евразийского экономического союза, чтобы объединения не дублировали друг друга.

Владимир ПУТИН,
Президент России:

– Российско-белорусское сотрудничество в рамках Союзного государства – наиболее продвинутая форма интеграции на пространстве СНГ.

В последнее время интенсивность совместной работы в этом формате возросла. Благодаря активной деятельности всех союзных структур – Совета Министров, Парламентского Собрания, Постоянного Комитета – сформирована содержательная повестка дня, содержательная повестка нашей совместной работы. На первом плане – вопросы расширения инвестиционных связей, промышленной кооперации и взаимной торговли.

По данным Евразийской экономической комиссии, Беларусь занимает первое место (и Беларусь обогнала Украину) во внешней торговле России с государствами СНГ и пятое место – со всеми странами мира, со всеми нашими основными партнерами. Впереди Беларуси только Китай, Нидерланды, Германия и Италия.

Россия, в свою очередь, прочно удерживает позиции ведущего торгово-экономического партнера Беларуси (49% ее товарооборота) и основного инвестора в экономику республики.

Объем накопленных российских капиталовложений – почти 6 миллиардов долларов (5,8). Преимущественно это самые ценные инвестиции – прямые инвестиции в системообразующие сектора белорусской экономики: газотранспортную отрасль, обрабатывающие производства, транспорт и связь.

В Беларуси работают более 2 тысяч предприятий с участием российского капитала.

В числе крупнейших высокотехнологичных инвестиционных проектов – сооружение Белорусской атомной электростанции (общий объем финансирования – около 10 миллиардов долларов), формирование холдинга «РосБелАвто» на базе КамАЗа и МАЗа, совместная работа компаний «ЕвроХим» и «Гродно Азот».

За годы союзного строительства России и Беларуси накоплен уникальный опыт равноправного взаимодействия и партнерства.

Сотрудничество в рамках Союзного государства продолжает играть важную, пилотную роль в продвижении интеграционных процессов на всем пространстве СНГ.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
Президент Казахстана:

– В марте 1994 года я впервые предложил создать на пространстве СНГ качественно новое интеграционное объединение – Евразийский союз государств.

Эта идея была не случайно обнародована мной в академической аудитории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Я напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ.

Я откровенно сказал, что СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает интеграцию стран-участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосударственного объединения, которое бы действовало на более четких принципах.

Мне всегда импонировали взгляды выдающегося российского мыслителя Льва Гумилева, который пошел дальше всех последователей «школы евразийства», возникшей в среде русских эмигрантов первой половины ХХ века. Он концептуально обосновал единство географических и культурно-исторических связей народов огромной части Северной и Центральной Евразии. Имя этого ученого носит созданный в Астане по моей инициативе Евразийский национальный университет.

Мой подход к евразийству, преломленный к конкретным историческим условиям рубежа ХХ и ХХI веков, базировался на следующих принципах.

Предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма.

Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги – главный двигатель интеграционных процессов.

Поэтому первооснова будущего Евразийского союза – Единое экономическое пространство как масштабный ареал совместного успешного развития наших народов.

Сергей НАРЫШКИН,
Председатель Госдумы РФ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

– В современных условиях, несмотря на присущие столь масштабным процессам трудности, евразийский вектор интеграции ясно виден, и он поступательно развивается. Не только в странах СНГ, но и в мире к нему проявляют большой интерес и внимание. Поэтому крайне важно представлять и прогнозировать, как в ближайшей и отдаленной перспективе будут развиваться события на евразийском пространстве.

Сегодня, вы знаете, интеграционные процессы на евразийском пространстве развиваются в разных форматах и с разной скоростью – от Зоны свободной торговли до Таможенного союза трех государств, Единого экономического пространства и Союза России и Беларуси. Причем каждое из государств само решает вопросы о форме интеграционного участия. Это суверенное право каждого государства. И все партнеры относятся к этому праву с большим уважением.

Российская Федерация, Беларусь и Казахстан, создавшие в 2010 году Таможенный союз, формируют Единое экономическое пространство, по сути, общий рынок товаров, услуг, труда и капиталов. А к 1 января 2015 года поставлена задача создать Евразийский экономический союз.

По ряду направлений уже есть большой прогресс, имеются положительные результаты. Причем эти результаты наблюдаются даже на фоне кризисных и посткризисных процессов в мировой экономике.

Валентина МАТВИЕНКО,
Председатель Совета Федерации РФ:

– Интеграционные процессы – ведущий тренд нашего времени, магистральная тенденция. Страны, которые замыкаются в своих национальных квартирах, идут по пути самоизоляции, закономерно и неизбежно оказываются в числе проигравших. В XXI веке наибольшими перспективами будут обладать сильные международные объединения, основанные на общности интересов и ценностей, способные эффективно реагировать на глобальные вызовы.

Набирающая обороты евразийская интеграция – исторически закономерный, естественный путь для сотрудничества государств – участников СНГ. Мы не просто ближайшие соседи, наши страны связывают отношения глубокого, стратегического партнерства и союзничества.

Историческая память – это очень важный конструктивный фактор в отношениях. Несомненно, и в будущем сохранение общих культурных традиций, творческое осмысление нашего богатейшего совместного наследия должно служить основой для развития единого культурного пространства Евразии.

В последний период немало сделано для строительства основ Евразийского экономического союза, запущен проект – Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, действует Таможенный союз.

Евразийский идеал прост и конструктивен: отношения между народами можно и нужно строить не на конфронтации, а на мире, взаимовыгодном сотрудничестве, уважении и согласии.

По примеру Беларуси и России

Лет пятнадцать–двадцать назад автору этих строк довелось побывать в Казахстане с правительственной делегацией Беларуси. Казахстанские власти и бизнес не скрывали тогда своего интереса к Синеокой, белорусским товарам и опыту, особенно в машиностроении и сельском хозяйстве. Свой неподдельный интерес к этой азиатской стране с ее огромными природными ресурсами и просторами высказывали и представители Беларуси. Но все эти разговоры велись с большой долей сожаления и скептицизма. Мол, огромное расстояние между суверенными уже тогда государствами и еще большие таможенные, транспортные и прочие препятствия на пути двусторонних контактов становятся непреодолимым барьером для серьезного взаимополезного сотрудничества.

Оказалось, что при наличии политической воли лидеров стран и желании их народов быть ближе даже столь большое географическое отдаление государств возможно серьезно сократить и упростить. С запуском Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана это стало абсолютно очевидно. Вслед за прямым авиарейсом между Минском и Астаной, сократившим это расстояние до считаных часов, последовал ряд других серьезных проектов в экономическом и гуманитарном сближении двух стран. Появились и абсолютно зримые плоды взаимной интеграции, позволяющие сегодня вспоминать о том давнем скептицизме с улыбкой.

В Казахстане сегодня не только широко представлена белорусская продукция – от БелАЗов и вагонов Могилевского вагоностроительного завода до продовольствия и товаров легкой промышленности, создана разветвленная дилерская сеть по их продвижению, но и работают десятки совместных с белорусскими предприятиями производств. Собираются тракторы, комбайны, лифты, навесное сельскохозяйственное оборудование и другая техника. Причем самая современная. Например, начато производство трактора мощностью 350 лошадиных сил. Сегодня стороны приступили и к созданию совместного белорусско-казахстанского индустриально-технологического парка, в задачи которого будет входить производство сельскохозяйственной и коммунальной техники. В качестве акционеров парка намерены выступить «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш» и «Лидсельмаш». Совместные проекты имеют транспортники двух стран, аграрии, строители, ученые, учебные заведения. Все активнее заявляет о себе региональное сотрудничество.

Как результат – в прошлом году взаимный товарооборот составил уже около миллиарда долларов. Да, это пока почти в сорок раз меньше, чем с другим партнером по Таможенному союзу и ЕЭП – Россией. Но, во-первых, Россия – это ближайший сосед, с которым экономические и гуманитарные отношения практически не разрывались и после развала Советского Союза, к тому же давний партнер по Союзному государству, которому уже более двух десятилетий. А во-вторых, не стоит забывать, что движение к этому белорусско-казахстанскому миллиарду начиналось со считаных миллионов.

В ходе прошлогоднего визита Александра Лукашенко в Астану утверждена дорожная карта двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2014–2016 годы, которая охватывает практически все сферы двустороннего взаимодействия. Этот документ, безусловно, придаст новую динамику взаимному сотрудничеству.

Сегодня к тому же стороны начинают все активнее развивать прямые региональные контакты. Буквально в прошлом месяце состоялся визит в Беларусь делегации Акмолинской области во главе с акимом Косманом Айтмухаметовым. По итогам встречи Акмолинская и Гродненская области подписали меморандум о сотрудничестве, который в перспективе будет наполнен конкретными планами. К взаимной пользе.

Новые принципы общей экономики

Процесс интеграции на евразийском пространстве имеет более чем 20-летнюю историю. Фактически попытки на новых принципах сохранить существовавшие десятилетиями хозяйственно-экономические связи начались сразу после распада СССР.

Объективным стимулом тому служил высокий уровень взаимных кооперационных связей в самых разных отраслях национальных экономик новых независимых государств: в промышленности и сельском хозяйстве, транспорте и энергетике. К этому необходимо добавить во многом общее социальное и гуманитарное пространство. Для каждого нового государства стремление к обретению полноценного политического и экономического суверенитета стало важнейшим приоритетом. Но было и понимание того, что без сохранения связей успеха в деле развития экономики и повышения качества жизни граждан будет достичь сложнее.

Евразийский проект был выдвинут в эпоху дезинтеграции и системного финансово-экономического кризиса стран постсоветского пространства.

«Этап взаимного отторжения стран был неизбежен, – говорил президент Казахстана Н. Назарбаев, – но этот виток потрясений через какое-то время даст новое качество стабильности – размежевавшиеся страны и народы поймут издержки изоляционизма и вернутся на путь интеграции». При этом евразийское сотрудничество не предполагало воссоздание СССР, а должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств-членов, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране.

23 мая 2000 года на заседании Межгоссовета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в Минске было принято решение о создании новой экономической организации с международным статусом, наделенной широкими полномочиями в сфере интеграционного взаимодействия, с четкой структурой и эффективно действующими институтами и механизмами. И 10 октября 2000 года в Астане президентами пяти стран был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества. Членами ЕврАзЭС с момента его образования стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова и Украина. В 2006–2008 годах членом Сообщества был Узбекистан, затем приостановивший свое участие в его органах.

В экономическом смысле ЕврАзЭС – это крупный региональный рынок (182,6 млн человек, или более 3% мирового населения), располагающийся на самой большой в мире территории (15% обитаемой суши), обладающий мощной минерально-сырьевой базой и значительным экономическим потенциалом. Его доля в мировом ВВП оценивается почти в 4%, а экспорт товаров из Сообщества составляет около 3% мирового экспорта.

ЕврАзЭС смогло стать ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, добившись существенного экономического прогресса.

В декабре 2008 года главы государств Сообщества на неформальном саммите в Боровом под Астаной выработали совместные меры противодействия мировому финансовому кризису. Тогда же главы государств решили образовать совместный Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд долларов и создать Центр высоких технологий ЕврАзЭС.

Страны ЕврАзЭС обладают неравным потенциалом и разной степенью развития рыночных отношений, в связи с чем их готовность к участию в интеграционных проектах различна.

Именно поэтому решение о создании в рамках Сообщества ТС было принято всеми президентами государств – членов ЕврАзЭС, а уставные документы о его формировании подписали президенты трех стран – Беларуси, Казахстана и России, – наиболее близких по типу экономического развития и уровню жизни населения. Было решено, что остальные страны смогут присоединиться к ТС позднее, по мере готовности их экономик. Высшим органом ТС стал Межгоссовет на уровне глав государств и глав правительств трех стран. Президенты Казахстана, России и Беларуси, не дожидаясь окончательного завершения строительства ТС, приняли решение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) и 19 декабря 2009 года утвердили План действий по его организации.

Затем за один год вместо изначально планируемых двух был разработан и принят пакет из 17 базовых соглашений, составляющих правовую основу ЕЭП. Он подписан в декабре 2010 года и ратифицирован в 2011 году. С 1 января 2012 года начался практический этап создания ЕЭП, а в 2015-м оно должно выйти на полный режим работы. ЕЭП – это, по сути, пространство, объединяющее территории Беларуси, Казахстана и России, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика.

Для решения указанных задач с начала 2012 года заработала новая интеграционная структура в рамках трех государств – Евразийская экономическая комиссия.

Основное назначение Евразийской экономической комиссии – обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

В настоящее время в составе ЕЭК представлены три страны: Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами евразийского сообщества в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории стран – участниц Таможенного союза и ЕЭП.

В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе три страны смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.

Важнейшая особенность комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе.

Один из главнейших принципов деятельности ЕЭК – поддержание всестороннего диалога с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога – межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога – прямая форма работы с бизнес-сообществом.

Евразийская интеграция развивается более быстрыми темпами, нежели создание Евросоюза. Последнему для создания экономического союза понадобилось почти 43 года.

Построение Единого экономического пространства (ЕЭП), формально начавшееся 1 января 2012 года, должно завершиться в 2015-м.


Источник:  Народная Газета
Ключевые темы:  Стандартизация

Возврат к списку