Стать автором
Обратная связь
24.05.2013

Малый бизнес решает социальные задачи

В преддверии празднования Дня российского предпринимательства внимание общественности обращено на условия, в которых работают бизнесмены. При сравнении с условиями, в которых работают предприниматели в странах Европы, многие отмечают, что там доля предпринимателей и самозанятых в них в разы выше, чем в России.

С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент ТПП-Информ обратился к председателю Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства малого и среднего бизнеса, вице-президенту банка ВТБ 24 Надежде Карисаловой.

– Надежда Афиногеновна, когда говорят о слабом развитии предпринимательства в России, обычно указывают на невысокую долю тех, кто занят этой деятельностью. В других странах этот показатель на порядок выше. Вы согласны с такой оценкой?

– Здесь есть два аспекта. Первый заключается в том, что в России нельзя сразу сделать предпринимательство массовым. Есть определенный уровень развития ментальности в обществе. Если вспомнить нашу историю, то всего 20-25 лет назад занятие бизнесом называлось спекуляцией и было уголовно наказуемым деянием. От этого, кстати, пострадали несколько моих друзей, с которыми я училась в институте.

Поэтому говорить о том, что развитие предпринимательства в России затруднено, не стоит: в любом случае это некий уровень развития социума. Но надо отметить, что у нас развитие предпринимательства идет семимильными шагами. За 20 лет было сделано то, на что в других странах понадобилось 100–200 лет.

С другой стороны, хотелось бы, чтобы этот процесс развивался менее противоречиво. Что касается целей, поставленных в рамках стратегии развития, то хотелось бы достичь их к 2020 году. Для этого действительно нужно принимать системные меры, касающиеся всех уровней власти: и федеральной, и региональной, и муниципальной. Нужно, чтобы эта задача стояла перед всеми.

Кроме того, нужны критерии, по которым можно было бы оценить эффективность этих мер. Это могло бы нам помочь понять, на какой стадии развития мы находимся и какие задачи стоят в перспективе. Но, с другой стороны, сам бизнес должен тоже адекватно к этому относиться. Важна социальная ответственность самого бизнеса по отношению к государству и государственным мерам поддержки.

– Сегодня многие из среды малого бизнеса сетуют на недоступность финансовых ресурсов. Так ли это?

– И да, и нет. Как вице-президент банка ВТБ 24 могу сказать, что финансов – куча. Я представляю крупнейший банк России, который кредитует бизнес, и могу сказать, что мы готовы дать столько денег, сколько нужно.

А вот сам бизнес пока не готов их взять. Первый вопрос, который мы задаем, когда предприниматель приходит к нам в банк за кредитом: «сколько нужно?». Самый распространенный ответ – «сколько дадите».

А ведь он должен точно знать, сколько ему нужно для того, чтобы реализовать свои планы. Но пока бизнес в своей массе не готов к этому, у него опыта мало. Вот почему сегодня такое большое внимание уделяется вопросам финансовой грамотности. Нужно научить бизнес правильно работать с заемными деньгами.

Финансовая грамотность также предполагает, что государство оказывает содействие бизнесу, но и сам бизнес должен разбираться в этих видах помощи и знать, что нужно сделать, чтобы эти средства получить.

– Но при этом кредитные ставки в банках таковы, что кружится голова.

– Если вы имеете в виду проценты, то все зависит от цены ресурса. Банк – это тот же магазин: он где-то покупает деньги и кому-то продает. Я когда-то была предпринимателем, занималась торговлей. Свой первый кредит в 90-е годы я взяла под 270% годовых. На тот момент такой была цена денег. Была безумная инфляция и совсем другой уровень рентабельности бизнеса. Мне удалось за месяц обернуть кредит и вернуть его банку.

А сейчас кредиты берутся на 10 лет. Средняя ставка – от 12 до 22% годовых. Такова цена денег на сегодняшний день. Цена депозита – от 7 до 12% годовых. Плюс учитывается уровень риска для банка. К примеру, есть три предпринимателя. Одному можно дать кредит под 12%, другому – под 15%, а третьему надо отказать, потому что согласно его кредитной истории у него есть обременения в других банках. Так что цена ресурса складывается исходя из таких расчетов.

С другой стороны, я хотела бы, чтобы процентные ставки снижались. И они действительно снижаются.

– Но все равно малому и даже среднему предпринимателю трудно получить средства для развития. Одна проблема залогов чего стоит.

– На мой взгляд, малый бизнес, самозанятых нельзя ставить на одну доску с другими предпринимателями. Как однажды сказал Юрий Лужков, «если малый бизнес не будет давать ни копейки в бюджет Москвы, я все равно буду его поддерживать». Потом схожую мысль высказал министр экономического развития Андрей Белоусов, подчеркнув, что на сегодняшнем этапе малый бизнес больше решает социальные проблемы, чем делает вклад в экономику.

Поэтому малый бизнес в России скорее выполняет социальную миссию. Но в любом случае не стоит ожидать, что люди массово пойдут в бизнес. По экспертной оценке, только 10% населения могут заниматься предпринимательской деятельностью. Это те, кто имеет к ней расположенность и обладает финансовой грамотностью. И если государство займется этой проблемой, оно сможет помочь самому бизнесу лучше развиваться и становиться на ноги.

Игорь Пономарев


Источник:  ТПП-Информ
Ключевые темы:  Методы улучшения

Возврат к списку