Стать автором
Обратная связь
17.05.2013

ГЧП в Америке

Государственно-частное партнерство (ГЧП) изобрели не вчера. Почти двести лет эта схема широко использовалась – и продолжает использоваться – при реализации проектов самого разного свойства, как крупных инфраструктурных, так и значительно менее масштабных. Но какими бы они ни были, суть ГЧП остается неизменной: каждая сторона проекта берет на себя обязательства, которые способна контролировать. Госвласть решает вопросы землеотвода, утверждение проекта и оформление разрешительной документации, предоставление государственных финансовых гарантий и т. д. На долю бизнеса приходится поиск подрядчиков, источников финансирования, контроль над исполнением проекта и поиск решения множества проблем, которые возникают по ходу его реализации.

ГЧП хорошо работает во многих странах. Благодаря этой схеме многие государства создали у себя хорошую дорожную систему, построили промышленные предприятия и другие объекты развития, доказав, что партнерство государства и частного капитала способно реализовывать сложные и уникальные проекты.

Однако в России ГЧП работает плохо, несмотря на то, что проекты есть и многие из них реализуются. Однако и в экспертном сообществе, и в правительстве признают, что результаты могли бы быть куда более впечатляющими.

Поэтому и была запущена программа «Использование механизмов государственно-частного партнерства в США и их применимость в России», ходе реализации которой в Соединенных Штатах побывала группа российских специалистов. Торгово-промышленную палату представлял директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин, который поделился своими впечатлениями с ТПП-Информ.

Группа посетила семь американских городов – Вашингтон, Балтимор, Канзас-Сити, Тампу, Сиэтл, Филадельфию, Нью-Йорк. Члены группы приняли участие в круглых столах и семинарах, дискутировали с представителями корпораций развития территорий, торговых палат, федеральных ведомств и компаний, которые используют в своей деятельности инструменты ГЧП.

Практика государственно-частного партнерства в США имеет долгую историю, первые форматы возникли более двухсот лет назад в период становления американской государственности. Сейчас в США успешно реализуются тысячи проектов ГЧП как на федеральном, так и на более низком уровне.

ГЧП в этой стране понимается как закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти.

Такое соглашение обычно предполагает наличие контракта соответствующего правительственного агентства с частной компанией, предметом которого выступают реконструкция, строительство объекта государственной собственности и/или его эксплуатация, управление и т. п. Основные права собственности при этом не изменяются, государство остается собственником даже после передачи объекта в управление частной компании.

Термин «ГЧП» определяет широкий спектр отношений в диапазоне от более или менее простых контрактов, по которым частная компания принимает на себя определенные риски и соглашается на систему штрафных санкций, до комплексных, технически сложных проектов, включающих строительство, модернизацию, эксплуатацию объектов и управление ими.

Наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов и т. д. По данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб 23 функционируют в формате ГЧП.

На практике взаимодействие между заинтересованными сторонами регламентируется федеральными и местными законодательными актами, которые утверждаются конгрессом (если речь идет об общенациональных программах) либо местным законодательным собранием.

Схема распределения финансовых средств выглядит следующим образом. После санкции конгресса Минфин США направляет денежные транши на счет каждого участвующего в программе федерального агентства. Затем эти средства по итогам рассмотрения соответствующих заявок выделяются напрямую в виде грантов и кредитов научно-исследовательским центрам, бизнесу, НПО, а также местным властям.

К примеру, таким бенефициаром является Национальный фонд развития наук – независимое федеральное агентство, созданное конгрессом в 1950 году «для содействия прогрессу науки, улучшения здоровья, процветания и благополучия нации, а также обеспечения национальной обороны». Обладая ежегодным бюджетом порядка 6,06 млрд долларов, он финансирует примерно 20% всех базовых исследований федерального уровня, проводимых американскими колледжами и университетами. Фонд является главным источником федерального финансирования во многих областях, в том числе в математике, вычислительной технике и социальных науках.

Местные власти распределяют полученные из федерального бюджета ассигнования по аналогичной схеме. Отдельно для физических лиц предусматриваются налоговые вычеты и льготы (налоги на недвижимость, возмещение расходов на обучение в колледже и т. д.). Контроль над расходованием средств осуществляет главный инспектор, который является сотрудником Белого дома. С целью повышения прозрачности отчеты о проделанной работе публикуются в сети Интернет на специализированном государственном портале.

Вместе с тем необходимо отметить, что в США на внутриэкономическом направлении ГЧП реализуется, как правило, только американскими подрядчиками. Это условие – buy American – существенно ограничивает возможности иностранных контрагентов.

ГЧП и наука

США имеют богатый позитивный опыт активного стимулирования инновационного развития. Например, в 1986 году был принят закон, который облегчал процедуру использования прав на интеллектуальную собственность физическими лицами, в результате чего число выдаваемых патентов увеличилось в несколько раз. По числу патентов американские транснациональные корпорации являются лидерами.

После принятия федерального закона о порядке передачи технологий в 1996 году в США резко упростилась организация взаимодействия межу вузами, исследовательскими центрами и частным бизнесом, а уже в 2006 году в США был принят новый закон о поддержке НИОКР, согласно которому научные организации получат до 2015 года финансовую поддержку в объеме 86 млрд долларов.

Одной из главных особенностей становления американской национальной инновационной системы в конце XIX – начале XX века была тесная связь между промышленными корпорациями и университетами.

Децентрализация высшего образования, финансирование государственных учебных заведений властями штатов означали тесную привязку научных исследований к экономическим потребностям региона.

Опыт США показывает, что инновационный процесс может успешно развиваться за счет как частного, так и государственного финансирования. Все зависит не от источника инвестиций, а от его эффективности. При этом важную роль играет характер инвестиционного климата в стране, развитость законодательной базы, регулирующей отношения участников инновационного процесса, информационное и материально-техническое обеспечение научных исследований, сотрудничество между субъектами инновационной деятельности.

В США доля государственного финансирования инновационной деятельности в последние годы начинает превышать частные инвестиции. Для системы господдержки в посткризисный период характерно распространение программно-целевого подхода. При этом финансовые ресурсы концентрируются на приоритетных технологических и отраслевых направлениях. Например, в аэрокосмической промышленности государственные ассигнования получают более 75% фирм и лабораторий, занимающихся НИОКР в этой сфере.

Сергей Тюрин


Источник:  ТПП-Информ
Ключевые темы:  Методы улучшения

Возврат к списку