Стать автором
Обратная связь
08.06.2012

Вопрос качественного образования в малокомплектных школах

В районах Оренбургской области с большим количеством малокомплектных школ по ряду предметов наблюдаются низкие показатели результатов Единого государственного экзамена. Наряду с итогами проведенной комплексной проверки сельских школ, министерством образования области сделаны выводы о низком уровне подготовки учеников (все 72 школы группы риска - малокомплектные).

Основными причинами названы недостаточный уровень квалификации учителей, не соответствующий лицензионным требованиям, высокий процент так называемых "условных" специалистов, т.е. учителей, не имеющих специального педагогического образования. Об этом на состоявшейся 5 июня коллегии министерства образования области заявил начальник управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений министерства образования области Владимир Тарасенко, сообщили в пресс-службе правительства области.

По его словам, только 80% школ сегодня полностью оснащены современным оборудованием и готовы обеспечивать выполнение государственных образовательных стандартов второго уровня. В то же время, на финансирование малокомплектных школ выделяются значительные средства, в ряде территорий - до 50 процентов бюджета на образование. Среди мер, принимаемых министерством образования и муниципалитетами - улучшение кадрового обеспечения школ при содействии областных и федеральных социальных программ, усиление контроля за образовательной деятельностью, оптимизация количества учреждений общего образования.

Вопрос обеспечения качественного общего образования в малокомплектных школах актуален для Оренбургской области в целом (42% общеобразовательных учреждений т.е. 430 школ являются малокомплектными). Наиболее остро он стоит в Новосергиевском (19 малокомплектных школ (54%), в которых обучается 758 (19%) детей) и Грачевском районах (12 малокомплектных школ (86%), в которых обучается 730 (49%) детей). Численность обучающихся в отдельных школах и филиалах школ составляет от одного до пяти человек.

"Сельские школы с малой наполняемостью не готовы к внедрению современных образовательных стандартов", - заявила начальник отдела образования Новосергиевского района Наталья Стародубцева. По ее словам, в условиях отдаленности сельских школ от крупных образовательных центров необходимо применять новые формы повышения квалификации педагогов - дистанционное обучение, взаимообмен специалистами, профессиональную переподготовку "условных" специалистов.

Министр образования области Вячеслав Лабузов подчеркнул, что контроль за качеством знаний школьников - прямая обязанность руководителей районных и городских отделов образования: "Сегодня недостаточно просто сохранить малокомплектные школы, необходимо существенно повысить качество образования. В противном случае мы оставляем сельских детей без шансов на дальнейший жизненный рост и реализацию творческих способностей".

Он заявил, что сформировавшиеся в малокомплектных школах условия являются сдерживающим фактором развития образования в Оренбургской области. В первую очередь речь идет о недостаточном материально-техническом и санитарно-гигиеническом обеспечении образовательного процесса, недостатке конкурентоспособной среды. Во многих малокомплектных школах не сформирована кабинетная система, отсутствуют спортивные залы, не оборудованы пищеблоки и школьные столовые, не подведены канализация и водопровод.

Одним из наиболее проблемных является вопрос укомплектованности данных образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Были отмечены факты, когда образовательный процесс в малокомплектных школах осуществляют бухгалтеры, зоотехники, инженеры, юристы, то есть учителя, не имеющие соответствующего профессионального образования. Следствием этого становится низкое качество подготовки выпускников.

Губернатор Юрий Берг в своем выступлении напомнил собравшимся, что по его поручению, судьба каждой малокомплектной школы рассматривается отдельно с учетом мнения жителей сел и руководителей муниципальных образований. Губернатор заявил, что ответственность за качество знаний школьников ложится на педагогов, особенно это касается малокомплектных школ, где в классах учатся зачастую по 2-3 человека. "Необходимо добросовестно выполнять свои обязанности и совершенствовать работу - это ваша прямая обязанность", - сказал Юрий Берг.


Источник:  ИА REGNUM
Ключевые темы:  Качество образования

Возврат к списку