Стать автором
Обратная связь
21.06.2011

Комитет Московской торгово-промышленной палаты по вопросам образования начал свою работу

В Московской торгово-промышленной палате прошло расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам образования, в рамках которого состоялся круглый стол на тему: «Новая государственная стратегия в развитии образования». Модернизация образования, проводимая руководством страны, преследует цель создания механизмов устойчивого развития системы образования в России в условиях интеграции в мировое образовательное пространство. Одна из главнейших задач в этой сфере – обеспечить экономику квалифицированными кадрами, насытить рынок труда специалистами инженерно-технических и рабочих профессий, что позволит ускорить развитие реального сектора экономики, укрепить позиции страны.

Стратегические задачи страны в области развития образования, подготовки кадров различного уровня невозможно решить только силами государственных органов власти, считает генеральный директор Московской торгово-промышленной палаты Юрий Азаров. Для решения этих вопросов необходимо государственно-частное партнерство, совместные действия госорганов, бизнес сообщества и образовательных структур. При этом не обойтись без участия крупных предпринимательских сообществ, таких как торгово-промышленные палаты. Юрий Азаров отметил, что создание Комитета по вопросам образования является исключительно важным событием для Московской торгово-промышленной палаты и то, что вновь образованный комитет органично дополняет уже созданные в МТПП структуры, работающие в направлении профессионального образования и трудовой занятости: Международную школу бизнеса МТПП, Центр трудовых ресурсов, Комитет МТПП по труду, занятости населения и социальным вопросам.

О задачах и планах работы комитета рассказал председатель Комитета МТПП по вопросам образования – первый проректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАЕН Александр Ефремов. Комитет был создан в мае этого года по инициативе организаций – членов МТПП, проявивших желание объединиться для работы в области совершенствования системы образования, которую комитет намерен вести в тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами власти. Александр Ефремов подчеркнул, что члены комитета настроены на серьезную конструктивную работу и пригласил заинтересованные компании и организации участвовать в деятельности комитета. Для решения своей главной задачи – налаживания эффективного взаимодействия между сектором образования и рынком труда в Москве, комитет планирует заняться деятельностью, направленной на совершенствование программ профессионального обучения всех уровней. Комитету предстоит наладить встречную работу образовательных учреждений и работодателей по созданию стандартов профессионального обучения, организации стажировок и практик для учащихся высших и средних специальных заведений. Две наиболее болезненные проблемы системы образования и рынка труда – трудоустройство выпускников и обеспечение работодателей востребованными молодыми кадрами, нужно начинать решать, по мнению председателя комитета, с создания эффективной системы прогнозирования занятости населения. «Эта задача декларируется Правительство Российской Федерации, и мы ставим её в планы своей работы», - заявил Александр Ефремов. С этой задачей стыкуется задача профориентации старшеклассников средних школ. Глава комитета считает, что для решения этих задач необходим мощный проект по прогнозированию развития рынка труда в Москве. Другое плановое направление деятельности комитета – развитие системы непрерывного образования, которое включает переподготовку, повышение квалификации, различные краткосрочные образовательные курсы. В этом направлении Александр Ефремов усматривает две проблемы, касающиеся планирования программ в системе дополнительного образования и оценки качества предоставляемых образовательных услуг. Председатель комитета рассматривает площадку Московской торгово-промышленной палаты наиболее пригодной для организации работы по формированию перечня необходимых образовательных услуг и решения вопроса оценки качества этих услуг. Также комитет планирует вести координационную и исследовательскую работу. Так, в ближайшее время будет проведено социологическое исследование среди предприятий гильдий Московской ТПП по теме дополнительного профессионального образования.

Вопросы качества профессионального образования осветил представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов. В Федеральной программе образования на 2011-2015 гг. запланированы проекты, предусматривающие мониторинг востребованности как специалистов, так и образовательных программ. Например, следует оценить, насколько востребованы наводнившие систему образования программы по направлениям: менеджмент, юриспруденция, финансы и кредит. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки достигла соглашения с Министерством образования и науки РФ по вопросу лицензирования образовательных программ: лицензия будет выдаваться только в случае востребованности программы в конкретном регионе. По вновь открытым образовательным программам через год проводится образовательный контроль. Виктор Круглов заметил, что подчас образовательные структуры сами отказываются от ведения тех или иных программ, опасаясь не выдержать контрольных проверок. В структуре Рособрнадзора функционирует специальное управление по надзору и контролю за вузами страны, включая филиалы, но этого недостаточно. По мнению представителя Рособрнадзора, нужно, чтобы к работе по контролю качества образовательных программ присоединились работодатели. Виктор Круглов указал, что самое большое количество программ недостаточно высокого качества сосредоточено в негосударственном секторе государственных вузов, особенно их филиалов, притом, что в данном секторе обучается порядка 54% всего обучающегося контингента, еще 18% контингента – студенты коммерческих вузов.

Повышению качества профессионального образования в России призвана способствовать система сертификации квалификаций. Виктор Круглов сообщил, что к 2015 году планируется создать 100 центров сертификации квалификаций, а к 2020 году в стране должно быть 500 таких центров. Система будет апробирована в 14 отраслях народного хозяйства, где в пилотном режиме будут вводиться 3 типа центров сертификации квалификаций: региональные (для всех специальностей, представленных в регионе), отраслевые (для отраслевых специальностей), по конкретным специальностям.

Виктор Круглов предложил Комитету МТПП по вопросам образования подключиться к работе по проведению общественной оценки качества профессионального образования, которая в настоящее время ведется недостаточно активно. Также общественные структуры Московской торгово-промышленной палаты могут применить свои силы в области оценки работы образовательных учреждений в части дополнительного образования, при этом участие ТПП в этой работе может быть законодательно закреплено.

О ситуации, сложившейся в сфере образования в Москве, рассказал заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов. В настоящее время в Москве образовательную деятельность осуществляют порядка 300 вузов различной подчиненности, около 150 учреждений начального и среднего профессионального образования, значительное количество корпоративных учебных центров при крупных производствах и многочисленные образовательные организации, которые реализуют программы дополнительного профессионального образования, не требующие аккредитации. Правительство Москвы поставило задачу создания единого образовательного пространства на территории города Москвы. Для решения этой задачи необходимо объединить усилия органов городской администрации, объединений предпринимателей и работодателей. Игорь Павлов предложил Московской ТПП и Комитету МТПП по вопросам образования принять участие в работе вновь создаваемого Координационного совета по профессиональному образованию при Правительстве Москвы. Создание единого образовательного пространства требует предварительного прогнозирования московского рынка образования и труда, а составить прогноз трудно, поскольку большинство предприятий города не занимаются планированием собственного развития более чем на 1,5 – 2 года и не торопятся инвестировать систему образования в целях обеспечения своего производства новыми кадрами, так как за время подготовки кадров производство может быть закрыто или изменить специализацию. Игорь Павлов посетовал на то, что на сегодняшний день невозможно составить реальный прогноз потребности городской экономики в трудовых ресурсах, например, учет центров профессиональной подготовки практически никем не ведется. Чиновник считает необходимым создать перечень всех профессиональных образовательных программ и объединить сведения о реализации каждой из программ в электронной информационно-поисковой системе, с помощью которой можно составить диагностику профессионального образования в Москве. В создании такой системы, наряду с государственными исполнительными органами, Игорь Павлов предложил участвовать и Московской торгово-промышленной палате. Помощь палаты востребована и в деле установления баланса интересов работодателей и населения. Игорь Павлов отметил, что профессиональное образование находится на стыке этих интересов, которые, как правило, не совпадают. Чтобы сблизить трудовые ожидания работодателей и потенциальных работников, необходима комплексная работа в области профессиональной ориентации, в которой должны принять участие и органы государственной власти, и объединения предпринимателей. Также Игорь Павлов предложил Московской ТПП и её комитету по вопросам образования принять самое активное участие в разработке законодательных инициатив по вопросам привлечения инвестиций в систему профессионального образования и защиты прав инвесторов. Он особо подчеркнул, что участие работодателей в формировании учебного процесса начального и среднего профессионального образования необходимо, и приветствовал инициативу палаты по организации взаимодействия гильдий МТПП с учреждениями профессионального образования города Москвы по вопросам подготовки кадров. Представитель Департамента образования Москвы проинформировал участников заседания, что в рамках Недели профессионального образования Москвы в октябре этого года планируется впервые провести съезд работодателей и социальных партнеров профессионального образования.

Заместитель генерального директора МТПП – руководитель Департамента по работе с членами МТПП Дмитрий Каплин рассказал, какими возможностями располагает Московская торгово-промышленная палата, как инструмент развития бизнеса и как общественная площадка предпринимательского сообщества Москвы. Он в частности отметил, что палата имеет богатый опыт организации обучающих семинаров, деловых встреч, экспертной работы и деятельности в области дополнительного образования, в том числе по переподготовке и вхождению в гражданскую жизнь уволенных военнослужащих и сотрудников силовых структур.

Более подробно об образовательном направлении деятельности палаты рассказала директор Международной школы бизнеса МТПП Антонина Ватолкина. Так, Международная школа бизнеса (МШБ) МТПП – один из первых региональных обучающих центров в Москве – ведет активную работу по программе развития начального и среднего профессионального образования, по возрождению системы наставничества на предприятиях города; совместно с журналом «Наука и жизнь» проводит Всероссийский конкурс работ учащихся и выпускников колледжей «Новое поколение». МШБ МТПП поддерживает и развивает деловые контакты с предприятиями и образовательными учреждениями многих европейских стран. За последние годы были организованы зарубежные деловые миссии и стажировки в порядке обмена опытом по организации профессионального образования в Великобритании, Германии, Италии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Австрии. За прошлый год по линии международного сотрудничества прошли обучение более 3000 человек. МШБ МТПП организует курсы и для руководителей компаний, и для педагогического состава учебных заведений, и для учащихся школ, колледжей, вузов. Так по программе коммерциализации НИОКР в 2010 году было обучено более 300 учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений, а по программе «Основы предпринимательской деятельности» - 250 учащихся. Основными заказчиками обучающих программ выступают Департамент образования г. Москвы, Департамент науки и промышленной политики г. Москвы, городские префектуры, МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ и другие организации. В 2010 году Международная школа бизнеса МТПП была удостоена звания «Поставщик товаров, работ и услуг для города Москвы».

Участники круглого стола высказали ряд предложений по обсуждаемой тематике и приняли проект резолюции, которая в окончательном варианте будет опубликована на сайте МТПП.

Пресс-служба МТПП


Источник:  ТПП РФ
Ключевые темы:  Качество образования

Возврат к списку