Стать автором
Обратная связь
19.05.2011

На Невском экологическом конгрессе обсудили проблемы внедрения «зеленых» технологий

17 мая в Санкт-Петербурге в рамках IV Невского международного экологического конгресса прошел круглый стол «Зеленые технологии для охраны окружающей среды: содействие инициативам в области «зеленой промышленности». Об этом сообщили в пресс-службе Совета Федерации.

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей специализированных, научных и общественных организаций, органов местного самоуправления, промышленных предприятий.

Модераторами дискуссии стали директор Сектора управления природопользованием ЮНИДО Хайнц Лойенбергер, член комитета Совета Федерации по промышленной политике Аркадий Чернецкий и член комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Экзам Губайдуллин.

Возникшие в связи с быстрым ростом численности населения планеты и интенсивным развитием промышленности в XIX-XX веках экологические проблемы носят всеобщий характер, а тенденция к дальнейшей глобализации экономики только способствует их нарастанию.

Эффективное решение указанных проблем участники состоявшегося обсуждения видят в развитии международного сотрудничества в области достижения и сохранения баланса между защитой окружающей среды и развитием экономики. Несмотря на то, что разные страны могут иметь различные интересы, не всегда совпадающие с целью сохранения окружающей природной среды, в условиях возникшей реальной угрозы экологического кризиса, представляется целесообразным объединить всеобщие усилия по переходу к «зеленой» экономике, уверены выступающие.

Концепция «зеленой промышленности», отмечалось в докладах, развивается в двух направлениях: стимулирование существующей на данный момент промышленности к ресурсосбережению (снижению уровня потребления энергии, воды, топлива и иных ресурсов) и сокращение химически вредных выбросов в воду, воздух и землю (путем жесткого нормирования выбросов и требований по экологической переработке вредных веществ).

Докладчики указали на ряд проблем, препятствующих внедрению «зеленых» технологий: нехватка финансирования разработки и внедрения технологий; неравномерное распределение промышленных предприятий и природных ресурсов, в особенности источников энергии и воды; отсутствие мер стимулирования инноваций в области разработки и передачи экологически чистых технологий.

В Российской Федерации, подчеркивали участники мероприятия, экологическая ситуация также характеризуется высоким уровнем человеческого воздействия на естественные экологические системы. Например, в 40 регионах России более 54 % городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Высоким остается и объём сточных вод, сбрасываемых в водоёмы без очистки или недостаточно очищенными. Кроме того, практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель.

Отмечено, что возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а условия их хранения и захоронения не обеспечивают соблюдения требований экологической безопасности. Значительным по площади территориям нанесен экологический ущерб, связанный с прошлой хозяйственной деятельностью в связи с недостаточной рекультивацией использованных под полигоны земель.

Таким образом, считают докладчики, одной из важнейших задач развития России является повышение экологической и энергетической эффективности отечественной экономики. Для решения этой задачи, по мнению выступающих, необходимо проводить модернизацию производственных мощностей предприятий, внедрять технологии, соответствующие высоким экологическим стандартам (так называемые «зеленые технологии»).

Участники круглого стола обсудили необходимость внедрения «зеленых» инноваций как важнейшего средства для преодоления вышеуказанных экологических проблем. В рамках дискуссии были рассмотрены «зеленые» технологии как совокупность разнообразной продукции, услуг и процессов, связанных с использованием возобновляемых материалов и источников энергии, а также снижением или прекращением выбросов и отходов. Данный комплекс мероприятий включает регенерацию и рециклинг материалов и химических веществ, управление отходами и их переработку, управление водными ресурсами и очистку воды, очистку воздуха и минимизацию загрязнения атмосферы, рациональное управление энергетическими ресурсами, использование возобновляемых источников энергии и другие «чистые» технологии.

В прозвучавших выступлениях указывалось, что рассматриваемый подход реализуется с участием компаний, предоставляющих услуги в области мониторинга, измерений и анализа, а также консультантов, оказывающих помощь промышленным организациям в определении и использовании возможностей, связанных с применением более чистых производств.

В процессе обсуждения отмечалось, что внедрение «зеленых» технологий способствует снижению воздействия промышленности на окружающую среду и климат, а также ведут к снижению расходов и оптимизации производственных процессов, повышению качества продукции. Во всем мире наблюдается рост спроса на «зеленые» технологии и ожидается дальнейшее развитие рынка соответствующих технологий и услуг. Развитие новых экологически «чистых» технологий и услуг открывает значительные перспективы для бизнеса. Вместе с тем участники «круглого стола» отметили, что для обеспечения конкурентоспособности развивающихся стран и стран с переходной экономикой на глобальном рынке «зеленых» технологий необходимо усиление системы внедрения и поддержки инноваций, а также стимулирование спроса на них на региональном уровне.

Участники дискуссии пришли к единому мнению о необходимости в разработке четко сформулированной политики, направленной на стимулирование «зеленых» инноваций, и принятие правительством мер по созданию и консолидации рынков «чистых» технологий в регионе. Дальнейшие мероприятия должны включать расширение передачи технологий (ноу-хау и оборудования) и содействие адаптации и выработке адекватных решений. Стимулирование спроса может осуществляться за счет ряда мер, включающих принятие соответствующих нормативных актов, использования экономических рычагов, повышения уровня информированности и устойчивой стратегии в области закупок.

По итогам дискуссии приняты рекомендации в адрес Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ и Правительства Российской Федерации.

МПА СНГ рекомендовано:

1. Укреплять международное сотрудничество на территории Содружества Независимых Государств в области развития и трансграничной передачи «зеленых» технологий и повсеместного внедрения «чистого» производства;
2. Способствовать вовлечению в международное сотрудничество в сфере «зеленой» промышленности малых и средних предприятий частного бизнеса, а также организаций, представляющих научное сообщество и общественные объединения;
3. Способствовать развитию национальных поставок экологически безопасных товаров и услуг, а также созданию условий для производства и внедрения вторичной продукции, перерабатывающей промышленности (рециклинга) и управления отходами.
4. Содействовать повышению информированности и развитию экологической культуры населения государств-участников Содружества Независимых Государств.
Правительству РФ рекомендовано:
1. Разработать проект федерального закона о системе нормирования, предусматривающий переход промышленных предприятий на принцип использования наилучших доступных технологий, на основании которых будут устанавливаться нормативы выбросов, сбросов, образования отходов;
2. Разработать проект федерального закона об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами с целью стимулирования привлечения инвестиций в переработку отходов и увеличения объема использования отходов в качестве вторичных ресурсов;
3. Разработать проект новой редакции федерального закона об отходах и вторичных ресурсах.
4. Разработать проект федерального закона о государственном экологическом мониторинге и экологическом контроле.
5. Рассмотреть вопрос о создании единого федерального органа исполнительной власти по управлению в области ресурсосбережения и безопасного обращения с отходами и вторичными ресурсами.
6. Разработать и принять в установленном порядке государственную стратегию обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, предусматривающую переход к «зеленому» развитию экономики, а также дальнейшему исключению нерационального использования энергии, сырья и воды в производственных процессах.
7. Разработать и утвердить федеральную целевую программу по созданию в Российской Федерации отходоперерабатывающей промышленности, основанной на новом индустриальном укладе с использованием наилучших доступных технологий.
8. Содействовать созданию стимулов для частного бизнеса с целью привлечения инвестиций в «чистую» энергетику, «чистые» производства, ресурсоэффективную и низкоуглеродную промышленность и иные сферы, а также механизма государственной поддержки развития инновационных технологий в системе сбора и обработки отходов;

Федеральным органам государственной власти рекомендовано:

1. Разработать программу подготовки квалифицированных специалистов для отходоперерабатывающей промышленности.
2. Разработать ряд мер по увеличению использования источников возобновляемой энергии и применению экологически более чистых технологий;
3. Предпринимать необходимые шаги по внедрению концепций, инструментов и методологий «зеленого» развития в учебные и образовательные планы для стажеров и учащихся на всех уровнях;
4. Разработать эффективную систему информирования населения, промышленности и бизнеса о наилучших доступных и разрабатываемых технологиях в области «зеленой промышленности».
5. Осуществлять государственную поддержку научно-технических и технологических разработок и инновационной деятельности в области энергетической и экологической безопасности, а также их практического внедрения.


Источник:  УралПолит.Ru
Ключевые темы:  Экология

Возврат к списку