Стать автором
Обратная связь
13.05.2011

Успех отечественного автопрома зависит от модернизации автокомпонентной отрасли

Региональный аспект
Для Самарской области вопрос развития и конкурентоспособности автокомпонентных производств имеет особое значение. В нашей губернии работает не только «АвтоВАЗ», но и около 250  компаний-смежников автогиганта. Исторически в регионе сложился кластер, который сейчас может существенно изменить свою структуру ввиду неизбежных кардинальных перемен на самом автозаводе, которые отражаются на всей производственной цепочке.

«По сути, большинство смежников ВАЗа никогда и не работали по стандартным западным схемам - они, грубо говоря, получали с завода готовые чертежи и по ним производили ту или иную деталь под конкретный заказ, - говорит директор консалтинговой компании «Бизнес плюс» Иван Калинин. - В то время как во всем мире отрасль шла по пути специализации — отдельные компании занимались, например, двигателями, другие — коробками передач, третьи — тормозными системами. В результате в своей узкой нише компании становились лидерами и обладали полным набором технологий, ноу-хау и т.д. У нас же, по сути, полностью отсутствуют база НИОКР и собственные конструкторские бюро у поставщиков. Все это сосредоточено на автозаводах».

Автокомпонентная отрасль в Самарской области формировалась вместе с развитием  «АвтоВАЗа» и его модельного ряда. Новая история автопрома Самарской области отсчитывается с начала 90-х годов, когда лишь 4 предприятия области были поставщиками ОАО «АвтоВАЗ». В результате утвержденных правительством Самарской области мероприятий, направленных на расширение круга областных предприятий поставщиков, создание условий для освоения альтернативного производства комплектующих, уже в 1996 году поставщиков Самарской области на «АвтоВАЗ» стало около 130, а в 2007 году – 320.

Объемы производства автомобилей в ОАО «АвтоВАЗ», стабильная номенклатура изделий из-за медленного обновления модельного ряда не требовали от предприятий значительных затрат на техническое перевооружение, проведение серьезных работ по НИОКР, снижение непрофильных издержек, отмечают в региональном Минпроме.

Низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих, связанный с наличием монопольного покупателя продукции в лице ОАО «АвтоВАЗ» и незначительного присутствия международных автопроизводителей, привел к технологическому отставанию предприятий и низкому качеству продукции.

Падение в 2008-2009 гг. потребительского спроса на автомобили и сокращение на 63% объема производства ОАО «АвтоВАЗ» вызвало соответствующее уменьшение заказов на автокомпонентную продукцию. По итогам 2009 года в Самарской области индекс физического объема в производстве автомобильных компонентов снизился на 57,1% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Накопившееся за пре¬дыдущие десятилетия технологическое отставание предприятий, усиленное воздействием мирового финансового кризиса требуют их кардинальной модернизации, которая без государственной поддержки проблематична.

В ОАО «АвтоВАЗ» в 2009 году осуществлялись договорные отношения с 755 предприятиями-поставщиками, из которых 255 находятся с Самарской области — они обеспечивали 45% от общего объема закупок. В 2008 году самарских поставщиков автокомпонентов было около 300 предприятий. Объем закупок ОАО «АвтоВАЗ» у самарских предприятий в 2008 году составил 61,1 млрд руб., а в 2009 году в связи с кризисом он сократился в среднем на 55%. На 17 крупных организаций приходится около 65% от общего объема поставок предприятий области.

В 2010 году «АвтоВАЗ» работал по договорам на поставку продукции более чем с 240 предприятиями Самарской области. По предварительным расчетам, на предприятиях Самарской области, связанных с производством и поставкой автокомпонентов, работает около 170 тыс. сотрудников.

Свет в конце тоннеля
Мониторинг, проведенный специалистами министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области, показывает, что у большинства ключевых поставщиков есть реальные перспективы по улучшению качества продукции да полного соответствия требованиям, предъявляемым к предприятиям со стороны «АвтоВАЗа» и альянса Renault-Nissan.

Одна из проблем большинства предприятий связана с отсутствием собст¬вен¬ных инвестиционных воз¬мож-ностей для развития предприятий. Предприятия тесно завязаны на продукцию ОАО «АвтоВАЗ» и обеспечивают комплектующими преимущественно модели семейств «классика» и Samara. В связи с прекращением выпуска этих семейств в ближайшие годы продукция предприятий окажется невостребованной.

Более 60% предприятий не имеют собственных служб НИОКР, и их участие в поставках комплектующих для новых модельных рядов представляется сомнительным, поскольку предприятия традиционно осуществляли подготовку производства на основе технической документации, разработанной ОАО «АвтоВАЗ», а также не имеют собственных возможностей для технологической модернизации. Износ оборудования на предприятиях составляет от 30 до 90%.

Несмотря на общее технологическое состояние отрасли, в Самарской области на протяжении последних лет (2005-2009 гг.) на значительной части предприятий осуществлялись комплексные мероприятия по модернизации оборудования, есть положительные примеры создания СП и локализации автокомпонентов иностранных производителей.

Под крылом альянса
Примерно те же тезисы звучали в конце апреля на конференции поставщиков «АвтоВАЗа», в рамках которой топ-менеджмент автогиганта презентовал партнерам планы предприятия до 2017 года и обозначил ключевые проблемы, стоящие перед компанией и ее смежниками. «АвтоВАЗ» намерен стимулировать создание объединений существующих поставщиков с ведущими зарубежными производителями автокомпонентов, рассказывают на предприятии. Уже созданы совместные предприятия «Eberspaecher – АвтоВАЗагрегат Выхлопные Системы», «Faurecia – Металлопродукция» и т.д. Ряд переговоров о создании СП на стадии завершения.

В итоге панель поставщиков «АвтоВАЗа» будет состоять из трех категорий производителей комплектующих. К первой категории можно отнести поставщиков, к которым нет претензий  у «АвтоВАЗа» и альянса. Это в основном предприятия, все время опиравшиеся на техническую и технологическую поддержку западных компаний — в виде лицензий, договоров о сотрудничестве и т.д. Ко второй категории относятся предприятия-поставщики, которые будут переформировываться в СП, и к третьей — предприятия со стопроцентным иностранным участием.

Специально для поддержки смежников в прошлом году была создана компания по развитию поставщиков АвтоВАЗ-Renault-Nissan, возглавил которую выходец из альянса Нуно Де-Морайс. Результаты работы он оценивает так: «Уже есть первые результаты, показывающие улучшение качества, но многое еще предстоит сделать. Мы намерены оказывать содействие тем поставщикам, которые внедряют конкретные улучшения, и будем разрывать отношения с теми, кто этого не делает».

Президент «АвтоВАЗа» Иго¬рь Комаров, вице-президент по закупкам компании Дамир Кашапов отметили, что будущее компаний-поставщиков тольяттинского автогиганта зависит от их способности встроиться в новую систему работы, подразумевающую технологическую и административную унификацию всех процессов ВАЗа и альянса Renault-Nissan. Вице-президент по продуктам и программам ОАО «АвтоВАЗ» Юг Демаршелье заявил, что тольяттинский завод — полноправный участник альянса, а также подчеркнул, что все его смежники должны ориентироваться на мировые стандарты качества, принятые в альянсе. Только так можно добиться успеха как самому «АвтоВАЗу», так и его партнерам, резюмировал топ-менеджер.


Источник:  Волжская коммуна
Ключевые темы:  Качество продукции

Возврат к списку