Стать автором
Обратная связь
06.05.2011

Предприятия жалуются на слабую подготовку инженеров

Инженеров-машиностроителей в стране не хватает. С одной стороны, специальность эта не числится в списках престижных, с другой – дело в демографической яме. Но даже теми кадрами, которые сейчас выпускают вузы, предприятия недовольны: учебные заведения либо не в полной мере знают задачи производства, либо по разным причинам не могут обеспечить их решение. Больной вопрос о подготовке инженерно-технических кадров для машиностроительной отрасли давно требовал обсуждения.

На открытое заседание «Инженерного клуба» в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) собралось более двухсот преподавателей, учёных и руководителей предприятий машиностроительной отрасли. Рассказать о наболевшем пришли представители Санкт-Петербургского регионального отделения «Союза машиностроителей России», РО «Союзмаша России», ГК «Ростехнологии», Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга и других заинтересованных сторон.

Груз нерешённых проблем производства
Словно сговорившись, докладчики один за другим озвучивали печальную статистику: средний возраст работника на производстве – 47 лет, средний возраст рабочего – 54 года, только 5–7 процентов промышленных предприятий в Российской Федерации занимаются инновациями, объём экспорта РФ отстаёт от объёма экспорта США в 42 раза и т. д. Острый дефицит кадров, особенно в практикоориентированных отраслях, – головная боль руководителей большинства предприятий. В то же время молодым инженерам, приходящим на производство, остро не хватает целого комплекса знаний и умений.

Модератору заседания, президенту Союза литейщиков Санкт-Петербурга Владимиру Евсееву время от времени приходилось вмешиваться и просить выступающих не перечислять проблемы, а предлагать решения.

Феликс Шамрай считает, что молодым инженерам не хватает знания иностранных языков, а ведь без английского в современном мире невозможно иметь доступ к актуальной технической и маркетинговой информации

Эксперт «Инженерного клуба» Феликс Шамрай обстоятельно перечислил, чего, на его взгляд практика-производственника, не хватает молодым инженерам, которые приходят на предприятия. В первую очередь им элементарно недостаёт умения строить прототипы, модели, «словно они молотка в руках не держали». Инженер должен думать руками, убеждён Шамрай. Кроме того, молодым инженерам не хватает знания иностранных языков, а ведь без английского в современном мире невозможно иметь доступ к актуальной технической и маркетинговой информации. Шамрай даже призвал не давать выпускникам дипломы, если они не знают в совершенстве английский язык. Разумеется, как и прежде, немыслим инженер без знания математики, фундамента всех инженерных наук, и тех базовых предметов, которые докладчик назвал «научно-натуральными»: физики, химии и других. К сожалению, некоторые выпускники и в этих вопросах не блещут. «Чего молодые инженеры, как правило, не знают вообще, так это маркетинга», – посетовал он, но отметил, что это не так страшно и вполне поправимо в условиях практической деятельности. По словам Феликса Шамрая, именно такой комплексный образовательный дефицит в результате приводит к «безумию паразитных процессов» на производстве. Он настоятельно призвал аудиторию как можно скорее покончить с подобным положением дел.

Произошёл отрыв выпускников вузов от решения инженерных задач, констатировал Алексей Кораблёв, председатель Совета учредителей «Инженерного клуба». По словам докладчика, кадры, которые должны осуществлять практические проекты на производстве, увлеклись научно-теоретической работой. Никакая это не наука, заметил Феликс Шамрай. Их надо спустить на уровень производства, чтобы «быстро, качественно и недорого» создавать новую конкурентоспособную продукцию. Но для этого

выпускники вузов, приходящие на предприятия, должны чётко понимать, что их цель – создание именно востребованного на рынке продукта, а не решение виртуальных задач.

Нужна совместная работа вузов и промышленных предприятий

Конкретные предложения по взаимодействию высшей школы и промышленности выдвинул начальник отдела практики и трудоустройства Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Владимир Соколовский: «Требуется тактическое и стратегическое объединение ресурсов обеих сторон. Вузу сложно поддерживать необходимый уровень технического оснащения без дополнительных инвестиций». В частности, он предложил такую программу:

1. Совместное проведение производственной практики для студентов;
2. Участие предприятий в программах подготовки и переподготовки кадров;
3. Активное участие предприятия в жизни вуза: проведение мастер-классов, тренингов, подбор кадров на конкурсной основе и другая совместная работа.

«Зачастую выпускнику вуза не хватает уверенности в своих силах, понимания значимости своей работы, – сказал Владимир Соколовский. – Это очень важная проблема. Вузы совместно с предприятиями должны помочь будущему выпускнику в процессе практики влиться в трудовой коллектив, почувствовать свою значимость, а не просто организовать экскурсию на производство».

Павел Плавник объясняет, что к работе над новым дизельным двигателем на «Звезде» привлекают главным образом зарубежных специалистов и только 20 процентов работников, обладающих необходимыми компетенциями, удалось найти в России

Пример работы с вузами привёл генеральный директор ОАО «Звезда» Павел Плавник. По его словам, благодаря адресной работе лет шесть назад на «Звезду» пришли студенты 3–4 курса СПбГПУ. Окончив вуз, они устроились на работу, влились в коллектив, выросли как специалисты, здесь же обзавелись семьями, получают достойную зарплату. Такой результат не случайность, а следствие тесного взаимодействия с кафедрами и сотрудниками СПбГПУ. Но выпускников всё равно не хватает. Например, сейчас к работе над новым дизельным двигателем на «Звезде» привлекают, к сожалению, главным образом зарубежных специалистов, и только 20 процентов работников, обладающих необходимыми компетенциями, удалось найти в России. В основном это выпускники СПбГПУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. «А ведь именно на таких задачах нужно воспитывать поколения инженеров ХХI века!» – подытожил дискуссию Павел Плавник.


Источник:  STRF.ru
Ключевые темы:  Персонал

Возврат к списку