Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти"Алкоголь вредит Вашему здоровью" - такая надпись в скором времени может украсить все бутылки с алкоголем. При чем видно ее будет издалека - размер надписи должен быть не менее 20 процентов этикетки.
Такое требование содержится в проекте техрегламента о безопасности алкогольной продукции, вывешенном на сайте Минэкономразвития России для проведения "публичных консультаций".
Как уточняется в документе, предупреждающая надпись должна быть "нанесена прописными буквами, черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легкочитаемым шрифтом максимально крупного размера с междустрочным интервалом, не превышающим высоту шрифта" и занимать не менее 20 процентов потребительской тары или этикетки.
Публичное обсуждение документа только началось, а он уже вызывает самые противоречивые точки зрения. Так, руководитель подкомитета ТПП по регулированию алкогольного рынка Михаил Блинов заявил "Интерфаксу", что эта норма негативно отразится в первую очередь на сегменте качественной отечественной и зарубежной продукции.
"И если отечественные производители будут вынуждены выполнять это требование, то производителей элитной продукции это может отпугнуть - не каждый производитель из Бордо, например, захочет лепить на свою качественную продукцию информацию о том, что она опасна", - заявил он. Тем более не будут этого делать производители элитного алкоголя, который выпускается в ограниченном объеме и за которым дистрибьюторы выстраиваются в очередь, заявил он, добавив, что эта продукция вообще исчезнет с российского рынка.
В ответ на это председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил корреспонденту "РГ", что говорить о том, что запретительная надпись повредит элитному алкоголю как минимум некорректно. "В данном случае я не стал бы прибегать к делению алкоголя на "элитный" и "неэлитный", поскольку и тот, и другой одинаково вредно воздействуют на печень. Да и и экономика России не пострадает, если на бутылке дорогого коньяка появится предупреждение, что он вреден для здоровья". - считает эксперт.
Впрочем, по его мнению, введение такой упреждающей надписи - это полумера, и большого эффекта она не даст. По крайней мере, такой вывод можно сделать, анализируя рынки других товаров, где подобные надписи существуют. "Куда более эффективно воздействуют картинки, показывающие реальные последствия использования товара", - считает Дмитрий Янин. Он привел пример западных стран (сейчас их 39), где на пачках сигарет изображены органы человека, поврежденные табаком, или люди, изнемогающие от болезней из-за него, или молодые мужчины, не способные произвести потомство. "Мировая статистика показывает - 10 процентов потребителей после этого бросают курить. В основном наиболее впечатлительные - женщины и подростки", - добавляет он.
Впрочем, в мире нет пока практики, чтобы подобные картинки наносились на бутылки с алкоголем, впрочем, в других странах нет и маркировки о вреде его употребления. Россия выступает пионером.
"Было бы очень хорошо, если бы в техрегламенте был прописан запрет наносить на бутылки маркетинговые надписи, рассчитанные в основном на подростков, типа "Ты крут", "Давай познакомимся", "Давай поговорим" и так далее. Но такая мера не предусмотрена". - констатирует эксперт. Между тем именно они сильнее всего воздействуют на неокрепшую подростковую психику, создают иллюзию, ложное впечатление, что этот напиток способствует их успеху или развитию. На самом деле все наоборот - он ведет к деградации. "И если бы запрет на эмоциональные промо надписи, стимулирующие продажи, был введен, ффект не заставил бы себя долго ждать", - убежден Дмитрий Янин.
Кстати
По данным Минздравсоцразвития, алкоголизмом в России страдают два процента населения.