Стать автором
Обратная связь
27.12.2010

Выпускники вузов будут сдавать ЕГЭ

Школьники, которые думали, что поступив в университет, они навсегда забудут три страшные буквы – ЕГЭ, глубоко заблуждались. Как заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова, в скором времени аналог ЕГЭ появится и для выпускников вузов.

В настоящее время проект введения такого экзамена вынесен на рассмотрение экспертного сообщества. Цель нововведения – получить инструмент для независимой и объективной оценки качества образования, полученного студентами в вузах страны.

Прежде всего, ввести аналог ЕГЭ для бакалавров предполагается по так называемым «избыточным» специальностям – юриспруденции, экономике и менеджменту. Уже начались переговоры с «Ассоциацией юристов» о подготовке материалов для такого подобия ЕГЭ. Впрочем, точные сроки введения единых экзаменов в вузах пока не называют, Рособрнадзор лишь декларирует намерение разработать такие экзамены.

Централизованное тестирование студенты будут сдавать после каждой ступени обучения – бакалавриата, специалитета и магистратуры. Сейчас возможность разработки такого ЕГЭ обсуждается экспертным сообществом, подчеркнула глава Рособрнадзора.

«Независимая оценка высшего профессионального образования в первую очередь связана с усилением контроля качества», - заявила Любовь Глебова.

По ее словам, в первую очередь, внешняя оценка требуется выпускникам по так называемым «избыточным» специальностям – юриспруденции, экономике и менеджменту. Специалисты этих профессий часто бывают не востребованы, так как их квалификация вызывает нарекания у работодателей. Но при этом Рособрнадзор рассматривает возможность введения ЕГЭ для студентов по всем специальностям.

Член думского комитета по образованию Валерий Рязанский полагает, что ЕГЭ для выпускников вузов – интересная идея. Если выпускные экзамены во всех институтах и университетах будут унифицированы, государство сможет составить объективный рейтинг вузов, а работодатели – понять, чьих выпускников им выгоднее брать на работу.

«Но проверить знания молодых людей с помощью тестирования можно далеко не по всем специальностям, - убежден парламентарий. – В этот круг не вписываются творческие, инженерные, конструкторские профессии. Не представляю, как можно провести тестовые испытания специалиста по авиационным двигателям. Ведь его знания – это ответы на вопросы, связанные с разработкой конструкции, ее испытаниями, расчетами. ЕГЭ возможен только для ограниченного круга гуманитарных специальностей».

Первый проректор по учебной работе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) профессор Валентин Виноградов рассказал «Гудку», что сегодня студенты технических специальностей вообще не сдают госэкзамены. «Они пишут дипломную работу и защищают свой собственный проект, - пояснил он. – Этим они и подтверждают, что чему-то научились в вузе. В советское время выпускники сдавали «научный коммунизм», но сейчас от госов по техническим специальностям вообще отказались, и это правильно».

Что касается гуманитариев, которые есть и в железнодорожных вузах, то, по мнению Валентина Виноградова, для них не должно иметь большого значения, как именно сдавать госэкзамен, устно, в виде письменной работы или теста. «ЕГЭ – это просто формализованный экзамен, - отметил он. – И если у студентов есть знания, они их покажут, в каком бы виде их не попросили это сделать». Эксперт добавил, что успех ЕГЭ для вузов и отношение к нему студентов и преподавателей будут зависеть от того, насколько профессионально будут составлены тесты.

Научный руководитель центра компетенций и менеджмента качества образования МИИТ Галина Бубнова считает, что вуз – это не школа, и проверить качество высшего образования, изобилующего многочисленными специальностями, с помощью унифицированных тестов попросту невозможно. «У государства нет причин не доверять вузам, - заявила она «Гудку». – Все они получают государственную аккредитацию после тщательной оценки качества образования. Сюда включается и материально-техническая база вуза, и участие выпускников в серьезных проектах, возможность продолжения учебы в аспирантуре и защиты диссертаций, и многие другие показатели».

Галина Бубнова отметила, что государство не занимается распределением выпускников, многие студенты учатся платно, поэтому оценивать вузы должны не чиновники, а работодатели. Те вузы, с которыми будут сотрудничать предприятия страны, чьих студентов они будут трудоустраивать, и станут наиболее привлекательными для молодежи. Сегодня эта связь между вузами и работодателями налажена далеко не везде.

Директор института экономики Тольяттинского государственного университета (ТГУ) профессор Елена Никифорова рассказала «Гудку», что прежде чем вводить в вузах ЕГЭ, необходимо разработать жесткие стандарты по каждому предмету, чтобы студенты знали, по каким учебникам им готовиться и какие ответы считать правильными. «Существует, например, более 600 определений менеджмента, и у каждого преподавателя есть любимое, - подчеркнула она. – А что делать студентам? Какое из них они должны выбрать для ответа на вопрос ЕГЭ?».

С 1 января 2011 года высшая школа в России полностью переходит на так называемую «Болонскую систему». Теперь первый уровень обучения – бакалавриат – будет составлять не менее трех лет обучения, а второй – магистратура – не менее двух. Студент, получивший степень бакалавра, считается специалистом с полным высшим образованием. Его желание продолжить обучение в магистратуре не будет удовлетворяться автоматически. В магистратуру могут принимать по конкурсу, она может быть платной.

Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, подписав Берлинское коммюнике. До этого некоторые российские вузы уже включились в общеевропейское образование через те же совместные программы. Как и в большинстве стран, Болонский процесс начинался в России сверху, то есть это была инициатива скорее некоторых реформаторов, поддержанная чиновниками, чем академического и преподавательского сообщества. И, как и в большинстве стран, эти инициативы встретили в России резкую критику и неприятие со стороны общественности.


Источник:  Газета Гудок
Ключевые темы:  Качество образования

Возврат к списку