Стать автором
Обратная связь

«Качество без количества — всего лишь выставочный образец!»

Встречу Президента Всероссийской Организации Качества, главного редактора журнала «Стандарты и качество» Геннадия Петровича Воронина с читателями торговый дом «Библио-Глобус» анонсировал как творческий вечер. Забегая вперед, можно сказать, что организаторы не ошиблись с выбором формата мероприятия. Дискуссия с собравшимися специалистами и просто заинтересованными лицами получилась яркой и неожиданно острой. Тема, емко обозначенная словами русского философа, писателя и публициста Ивана Ильина, — «Спасение России — в качестве!» на первый взгляд оказалась далеко не такой однозначной…

«На разных каналах нашего телевидения постоянно идут передачи о качестве, — начал свое выступление Г.П. Воронин. — Можно сказать, это востребованная тема, особенно применительно к товарам народного потребления. Но все эти расследования и ток-шоу носят по большому счету развлекательный характер, поскольку лишь констатируют проблему с качеством в России, а путей решения не предлагают. Возможно, массовый телезритель не заинтересуется хорошо поданной темой о том, как достичь высокого качества продукции и услуг. И это серьезная проблема для нашей страны – стремление к качеству, к совершенству во всем надо воспитывать. Именно для этого я и пишу книги».

Если зайти в библиотеку любого вуза, в котором готовят менеджеров по качеству, скорее все-го, тематическим книгам будет уделено очень мало места. Да и брать их будут лишь те, кто изучает их по программе. Исследования на предприятиях показали, что информацией по теме качества в полном объеме владеют лишь 3% менеджеров. На международных форумах по качеству практически нет первых лиц с российских заводов! Вопрос «Что делать?» возникает сам собой. Ответ один — образование. И теория, и практика. Практика складывается из опыта, но для его приобретения нужно читать соответствующую литературу. Наше издательство выпустило на данный момент более 30 уникальных книг по новейшим формам и методам управления качеством, организации современного производства. Для России это много. Для мировой системы — очень мало.

Те, кто не воспринимает всерьез проблемы качества некоей далекой от них продукции, сильно заблуждаются. Понятие «качество жизни», к которому сейчас все так любят обращаться, как раз и состоит из подпунктов — качество всей без исключения продукции, услуг, управления. Возможно, последний пункт стоит поставить на верх «пирамиды». От грамотного управления зависит все, что происходит и в стране, и на отдельно взятом предприятии. Именно лидер, тот, кто управляет, способен вложить в головы подчиненных идеи о стремлении к высшему качеству.

Напоследок можно лишь прокомментировать расхожую шутку про противопоставление качества количеству. Мы привыкли отвечать на нее так: «Если лишь один экземпляр из ряда подоб-ных имеет надлежащее качество, то это не продукция, а выставочный образец». Качество без количества невозможно!» — закончил свое выступление Г.П. Воронин.

В творческом вечере также приняли участие главный редактор журнала «Методы оценки соответствия», академик Российской экологической академии, Секретарь экспертного совета по техническому регулированию при Администрации Президента РФ, доктор технических наук, профессор О.М.Розенталь и известный ученый в области менеджмента качества, действительный член Академии проблем качества, президент Международной гильдии профессионалов качества, профессор Московского института стали и сплавов Ю.П. Адлер.

О.М. Розенталь обратил внимание собравшихся на «возраст» многих российских стандартов. «Россия не ценит качество как национальную идею, в отличие, к примеру, от Японии, где такое обращение с качеством не простили бы. А у нас пока что единственный регион, где принят за-кон о качестве — это Ханты-Мансийский автономный округ. Ряд предприятий до сих пор пользуется стандартами 80-х гг. прошлого века. Они не так плохи, как казалось бы, однако требуют модернизации. При этом под видом того, что стандарты устарели, некоторые менеджеры не следят за их соблюдением вообще».
Ю.П. Адлер считает, что современное российское качество должно унаследовать лучшее, что было разработано в СССР. В советские времена качество ценилось само по себе, было самоцелью. Ныне подход должен быть более утилитарным. Однако основа заложена, и главное — ее не утерять. Для этого нужно готовить специалистов, поскольку те, кто занимались проблемами качества в советское время, уже давно не работают. И именно выпуск современных книг о качестве поможет молодым менеджерам разобраться в этом непростом предмете».

Ольга ТИССЕН

Источник: РИА "Стандарты и качество"

14.12.2010
448
Поделиться: