Стать автором
Обратная связь

Эффективные системы менеджмента: качество, циркулярная экономика, технологический суверенитет

22-23 ноября в Казани прошел XI Международный научно-практический форум «Эффективные системы менеджмента: качество, циркулярная экономика, технологический суверенитет», организованный Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова (КИУ) при информационной поддержке Всероссийской организации качества (ВОК) и РИА «Стандарты и качество». Мероприятие объединило более 500 участников из 40 регионов страны. В рамках Форума были организованы 6 тематических площадок и мероприятие-спутник — V Инновационно-образовательный кампус «Научно-производственный бизнес: устойчивое развитие экономики, лучшие практики».

Пленарное заседание открыла Асия Витальевна Тимирясова, ректор КИУ, заслуженный экономист Республики Татарстан, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан, председатель комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по образованию и науке, к.э.н., доцент. В своем приветственном слове Асия Витальевна отметила, что основная цель Форума – организация площадки для неформального общения молодежи, ученых, ведущих экспертов-практиков, готовых делиться опытом и знаниями, обсуждать передовые практики и пути их внедрения на производстве. Она подчеркнула, что ведущая роль в достижении технологического суверенитета принадлежит обеспечению всех отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, и первоочередная задача современных университетов – работать на опережение в условиях быстро растущих технологических рынков, становясь драйвером развития не только территории, но и всей страны.

Спикеры пленарной сессии говорили о колоссальных вызовах, с которыми Россия столкнулась в последние годы. Ответом на них должны стать опережающее развитие, переход к инновационно-ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий при тесном взаимодействии науки и производства. Передовым опытом Республики Татарстан в развитии экономики региона делились представители министерств и ведомств, академии наук и ведущих университетов, крупных промышленных предприятий и общественных организаций.

С докладом «Пути развития национальной стандартизации в здравоохранении с учетом международной практики» выступила Светлана Сергеевна Антонова, генеральный директор издательства РИА «Стандарты и качество», главный редактор журнала «Менеджмент качества в медицине». Она отметила, что существующие общемировые проблемы здравоохранения можно решить только путем создания устойчивых, безопасных и качественных систем здравоохранения, основанных на принципах пациентоориентированности, заботе о людях, уважении и сопереживании. Это способствует и достижению приоритетной цели государственной политики России в области здравоохранения – удовлетворению потребностей граждан в качественной и доступной медицинской помощи. Рассказывая о международных и национальных стандартах в области качества, применимых к деятельности медицинских организаций, Светлана Сергеевна подробно остановилась на стандарте ISO 7101:2023 «Менеджмент организаций здравоохранения. Системы менеджмента качества в организациях здравоохранения. Требования». Она подчеркнула, что накопленный опыт российских клиник, прошедших этот путь за короткий период, регулярно публикуется на страницах журнала «Менеджмент качества в медицине» (МКМ). Издание освещает вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности и рассказывает о лучших практиках реализации национальных проектов, предлагая подробное руководство по развертыванию современных систем менеджмента и полную информацию в сфере законодательного регулирования этого вопроса.

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова совместно с ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (РКБ) стали организаторами центрального мероприятия второго дня Форума — тематической секции «Качество, безопасность и инновации в медицине: PDCA-подход. Модератором мероприятия выступил главный специалист ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, эксперт-аудитор системы добровольной сертификации Росздравнадзора «Качество и безопасность медицинской деятельности», к.м.н. Олег Вильевич Куликов.

Сессию открыл главный врач РКБ, к.м.н. Рафаэль Фирнаялович Шавалиев. Он поблагодарил организаторов Форума за возможность принять участников мероприятия на территории РКБ в стенах Образовательного центра высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN и отметил, что большой вклад в развитие систем менеджмента качества в здравоохранении сегодня вносят немедицинские специалисты, которые занимаются продвижением идей качества, в том числе, за счет организации образовательных мероприятий самого высокого уровня.

В своем докладе «Стратегия инновационного развития Республиканской клинической больницы» Рафаэль Фирнаялович говорил об основных этапах, которые прошла клиника для достижения высокого уровня качества оказания медицинской помощи и формирования культуры безопасности. Особый акцент был сделан на то, что цикл инновационного развития клиники по сути является циклом PDCA, и что такие изменения стимулируют генерацию идей каждым сотрудником учреждения. Принципы процессного подхода и проектного управления, используемые в РКБ, позволили внедрить Предложения (практические рекомендации) Росздравнадзора во всех подразделениях клиники, а также в рекордно короткие сроки запустить процесс цифровой трансформации организации и получить сертификат соответствия 6 уровню международного стандарта HIMSS EMRAR. Сегодня РКБ – это инновационная многопрофильная клиника, которая гарантирует высокий уровень безопасность пациентов и сотрудников на всех этапах лечения в соответствии с международными стандартами. В завершение своего выступления Рафаэль Фирнаялович рассказал о работе научно-исследовательского отдела РКБ, занимающего 3 место по количеству защищенных патентов среди всех научно-исследовательских институтов республики, и обратил внимание участников Форума на возможность эффективного внедрения инноваций только при тесном взаимодействии науки и практической медицины, а также непрерывном образовании каждого сотрудника организации. Этот же тезис прозвучал и в ходе мастер-класса «Формирование и совершенствование PDCA-мышления руководителя медицинской организации», который провел Олег Вильевич Куликов. Присутствующие рассмотрели практические кейсы управления качеством, одним из которых стал пример создания в Республике Татарстан эффективной системы маршрутизации детей, нуждающихся в неотложной помощи. Спикер отметил, что данная методика применима не только на уровне отдельно взятой организации, но и на уровне органов управления здравоохранением. Особый акцент был сделан на необходимость формирования профессиональных компетенций каждого сотрудника, непрерывном каскадном обучении, чтении профессиональной литературы и периодики. В качестве руководства к действию все участники мероприятия получили свежий номер журнала «Менеджмент качества в медицине».

О повышение уровня качества управления в медицинских организациях рассказал декан факультета менеджмента и инженерного бизнеса КИУ (ИЭУП), заведующий кафедрой компьютерного моделирования и техносферной безопасности, эксперт по сертификации систем менеджмента качества ГОСТ Р, ГОСТ РВ, к.э.н., доцент Станислав Алексеевич Антонов. Спикер обратил внимание на особенность, которая в процессе внедрения международных стандартов отличает отрасль здравоохранения от других. Это необходимость принятия управленческих решений даже на самом низшем уровне. Такое требование продиктовано уникальностью объекта — человека. Станислав Алексеевич уверен, что необходима адаптация требований международных стандартов к специфике отрасли, а существующие Практические рекомендации Росздравнадзора и процедура сертификации на соответствие позволят упорядочить управленческую деятельность.

Живой отклик вызвали выступления представителей ведущих медицинских организаций страны, которые делились практическим опытом управления качеством, развития наставничества и построения системы менеджмента качества. Об уникальным опыте управления инцидентами как основе непрерывного развития организации рассказал Виктор Анатольевич Курылев, заведующий отделом стандартизации и контроля качества РКБ. За 11 месяцев текущего года в клинике было зарегистрировано 4040 нежелательных событий, что в 2 раза выше данных за аналогичный период прошлого года. Цифровизация учреждения способствовала развитию системы управления рисками за счет встраивания ее в медицинскую информационную систему (МИС). Виктор Анатольевич выделил основную цель создания системы управления инцидентами — это формирование культуры безопасности в клинике.

Секция прошла в формате живой дискуссии, обмена опытом и экспертными мнениями, создав прочный задел на ее проведение в 2024 году.

Источник: РИА «Стандарты и качество»

29.11.2023
448
Поделиться: