Стать автором
Обратная связь

О научно-методических основах стандартизации

Тезисы доклада на «круглом столе»,
организованном Росстандартом
и редакцией журнала «Стандарты и качество»

7 декабря 2011 г.

Общепризнано, что стандартизация в настоящее время стала одним из эффективных средств управления экономическими и социальными процессами.

По оценкам зарубежных и отечественных специалистов в условиях рыночных отношений эффективность стандартизации проявляется через три ее основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

· представление достоверной информации о продукции. В договорах (контрактах) по торговле стандартизация облегчает выбор товаров. Информация о товаре (услуге, процессе) представляется в удобной форме, позволяя снизить торговые издержки и оптимизировать капитальные затраты;

· внедрение новой техники. Через стандарты распространяются сведения о новых свойствах продукции, своевременных методах испытаний, технологических достижениях лидирующих предприятий, что содействует их широкому использованию в промышленности. Стандартизация позволяет избежать дублирования разработки аналогичной техники;

· содействие конкуренции. Благодаря стандартизации методов испытаний и основных параметров продукции становится возможным ее объективное сравнение, и на этой основе развивается добросовестная конкуренция;

· взаимозаменяемость и совместимость. Стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного, не имеющего друг к другу использования различных видов продукции;

· управление производством. Стандартизация производственных процессов создает необходимые предпосылки достижения заданного уровня качества.

Социальная функция стандартизации обеспечивает нормативную фиксацию и достижение на практике такого уровня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция обеспечивает возможность создания базы для объективизации восприятия различных видов информации через фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов и обозначений, способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания и расширяя взаимообогащающий обмен информацией.

Дальнейшее повышение эффективности стандартизации сдерживается из-за недостаточной разработки её теоретических основ.

Первые попытки рассмотреть стандартизацию как научное знание сделал А.К. Гастев в 30-х годах прошлого века. Большой вклад в развитие системы стандартизации, её принципов и методов внес В.В. Бойцов [1]. Системное изложение основ стандартизации впервые осуществлено коллективом авторов под редакцией В.В. Ткаченко в учебном пособии, которое не потеряло актуальности и до сих пор [2]. Значительный вклад в разработку экономических основ стандартизации внесла научная школа ВНИИСтандартизации [3]. В новейшее время некоторые вопросы теории стандартизации были рассмотрены в работах В.М. Постыки [4] и Т.И. Зворыкиной [5]. Вместе с тем, несмотря на огромный опыт применения стандартизации пока не создано ни одной стройной теории её развития.

1. Прежде чем приступить к рассмотрению предмета нашей дискуссии, определимся с понятиями «наука», «теория», «методология».

С современных позиций наука – это, с одной стороны, деятельность по получению новых знаний, а с другой – результат этой деятельности, то есть сумма полученных к данному моменту научных знаний. Последний аспект дает право называть наукой отдельные отрасли научных знаний.

Теория (рассматриваю, исследую) выступает как наиболее развитая форма научного знания. Исходная основа теории – совокупность постулатов, гипотез, аксиом, общих законов, которые описывают идеализированный объект – теоретическую модель.

Одним из исходных признаков науки является существование определенной конкретной научной проблемы, т.е. рассогласование между идеальной моделью (status idea) и реальным состоянием (status qwo). Цель науки – найти способы и методы разрешения проблемы.

Необходимо, чтобы эта цель не пересекалась ни с одним другим научным направлением, имела собственную научную проблему. Часто употребляемое выражение методология применительно к каждой науке есть ничто иное, как совокупность методов и средств деятельности.

Понятия «наука», «теория», «методология» могут быть включены в гносеологическую модель системы знаний об определенной области деятельности. Она включает в себя три составные части:

– методологическую: выводы о данной области деятельности, сделанные в науках, предмет которых шире данной области;

– эмпирическую: ряд научных направлений, изучающих те или иные отдельные части данной области деятельности;

– системную: общее учение о данной области деятельности, изучающую закономерности взаимодействия входящих в нее элементов.

2. Покажем, какие объективные предпосылки имеются для представления этой гносеологической модели применительно к стандартизации.

Согласно приведенному выше определению науки, стандартизация может рассматриваться как научное направление, т.е. деятельность по получению новых знаний, так и практическая деятельность на основе суммы полученных знаний. Она может быть подразделена согласно гносеологической модели на три части:

методологические основы стандартизации, в состав которых можно отнести философию, политэкономию, социологию, кибернетику, информатику, математику. Проблема состоит в том, чтобы выделить именно те элементы методологии, которые в наилучшей степени можно использовать для стандартизации;

эмпирическая составляющая, которая может быть представлена такими относительно самостоятельными ветвями знания, как стандартизация в сфере экономики, стандартизация в сфере социальных отношений, стандартизация в сфере инфраструктуры, стандартизация в сфере управления. По-видимому, этот перечень не охватывает все имеющиеся научные направления и может быть продолжена;

системная, представляющая теорию стандартизации как науку. Она, опираясь на методологические основы и используя выводы и опыт конкретных ветвей знаний в области стандартизации, охватывает объект исследования с позиции целого, как непременного условия системного подхода, дает общие рекомендации по формированию и функционированию системы стандартизации.

Мы отчетливо понимаем, что выдвинутые положения в определенной степени носят гипотетический характер, однако очевидно, что процессы формирования системы знаний о стандартизации должны идти в этом направлении, а эффективность стандартизации как практической деятельности зависит от уровня разработки ее теоретических основ.

Становится крайне актуальным высказывание академика А.И. Берга, относящееся к 1967 году: «Значение стандартизации будет тем выше, а результаты её эффективнее, чем быстрее будут развиваться и совершенствоваться научные основы самой стандартизации» [6].

3. Изложенные выше положения позволяют проанализировать стандартизацию как науку с точки зрения необходимых атрибутов: предмета и объекта, главной цели и решаемых задач, основных законов, принципов, функций и методов. Каждая вполне сформировавшаяся наука (теория) в той или иной степени имеет все эти атрибуты.

Стандартизация может быть определена как наука о закономерностях, принципах, методах и формах оптимального упорядочения предметов, явлений и процессов научной, производственной и социальной деятельности.

Предмет теории (науки) стандартизации составляют закономерности, принципы, методы и формы достижения оптимальной степени упорядочения посредством широкого и многогранного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или латентных экономических и социальных задач.

Объектом исследований в стандартизации являются повторяющиеся процессы научной, производственной и социальной деятельности.

4. При изучении сложных систем, к которым можно отнести стандартизацию, важным этапом следует считать целеполагание. Задача теоретических исследование – построение многоуровневой модели целей – «дерева целей» с учетом сложившейся практики и перспектив развития системы. Структурно «дерево целей» должно состоять из главной, основных целей и задач по определению методов и средств реализации главной и основных целей теории стандартизации. «Дерево целей» отражает общую логику описания науки: главная цель направляет исследователей на изучение явления стандартизации в общей системе наук, основные цели – на исследование общесистемных проблем стандартизации, задачи направлены на разработку концепций, программ, методов и приемов, ведущих к реализации главной и основных целей.

Для построения «дерева целей», выявления и уточнения главной и основных целей и решаемых задач необходимо предварительно провести ряд НИР по распознаванию проблемной ситуации и ранжированию проблем.

5. Предлагая методический подход к построению «дерева целей», представляем в качестве гипотетической формулировки главную, некоторые основные цели и задачи.

теории стандартизации. Главной целью теории стандартизации является исследование роли и задач стандартизации в обеспечении научно-технического и социально-экономического развития страны.

Основные цели:

К числу основных задач теории стандартизации следует отнести:

6. Законы (закономерности) теории стандартизации отражают существенные, необходимые и повторяющиеся связи становления и развития стандартизации как науки.

Анализ многочисленных публикаций не обнаружил в явном виде формулировок этих законов.

Стандартизация как сфера деятельности подчиняется объективным экономическим законам, как закон стоимости, закон повышения производительности труда, закон экономии времени.

Что касается законов (закономерностей) теории стандартизации, то, по-видимому, к ним можно отнести следующие, вытекающие из теории организации:

Однопорядковое с законом понятие «категории». Они отражают наиболее существенные связи между субъектами и объектами стандартизации, позволяют раскрыть логику развития теории, строй её понятий. На основе освоения содержания категорий строится система терминов теории стандартизации.

7. Под принципами следует понимать исходные положения теории и правила поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности. Применительно к

теории стандартизации они должны в определенной степени совпадать, с одной стороны, с принципами управления экономикой, с другой – необходимо сформулировать специфические принципы системы стандартизации, выделенные в процессе научного анализа и синтеза.

К принципам управления экономикой, по мнению Р.А. Фатхутдинова [7], следует отнести:

1) принцип производства системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы, применения ресурсосберегающего воспроизводства всех компонентов;
2) принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии;
3) принцип социальной ориентации развития экономики страны;
4) принцип научной обоснованности систем управления;
5) принцип ориентации экономики на инновационный путь развития;
6) принцип ранжирования объектов управления по их важности;
7) принцип единства теории и практики управления;
8) принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
9) принцип обеспечения организованности управленческих процессов;
10) принцип рационального сочетания форм управления;
11) принцип обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе по восьми факторам (времени, качества, масштаба, уровня освоенности или опыта, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта управления).

Что касается принципов стандартизации, то они приведены в статье 12 Федерального закона «О техническом регулировании». Разработчики закона не потрудились изучить богатую литературу по этому вопросу и мнение специалистов. В результате перечень противоречит основам системной классификации, а первый из них – «добровольное применение стандартов» – не является определяющим для их характеристики: стандарты организаций не могут быть исключительно добровольными, включение стандарта в законодательный акт делает его обязательным. Приведенные в законе остальные принципы являются скорее ограничениями при разработке стандартов, чем исходные положения для системы стандартизации.

Для первого рассмотрения предлагается следующая формулировка принципов, данная В.М. Постыкой в его монографии «Научно-методические основы стандартизации» [4]:

1. Принцип участия и учета в работах по стандартизации интересов всех заинтересованных сторон.

Этот принцип стандартизации в отличие от остальных принципов, в силу своей специфики, относится как к юридическим, так и к методологическим её принципам.

2. Принцип плановости в проведении работ по стандартизации.

3. Принцип унификации (принцип приведения к единообразию предметов, процессов и устанавливаемых к ним требований) при проведении работ по стандартизации.

4. Принцип оптимальности при выборе и реализации актуальных объектов и аспектов стандартизации.

5. Принцип системности в проведении работ постандартизации.

6. Принцип комплексности в проведении работ по стандартизации.

7. Принцип своевременности и опережения в работах по стандартизации по отношению к процессам развития общественного производства.

8. Принцип систематического обновления требований по стандартизации.

9. Принцип обеспечения однозначности толкования устанавливаемых стандартом требований и возможности объективного контроля их выполнения.

8. Методы, использующиеся в теории и практике стандартизации, разработаны достаточно подробно.

При разработке элементов теории и принципов стандартизации используются общенаучные приемы и операции, в первую очередь, диалектический, системный, аксиоматический методы.

Универсальным методом в практической стандартизации является упорядочение объектов стандартизации – процессов, продукции, услуг, которое включает систематизацию, ранжирование, селекцию, симплификацию.

Содержание этих исходных методов должно быть развернуто в систему, предусматривающую характеристике методов для реализации целей стандартизации продукции и аналогично – процессов.

По мнению Т.И Зворыкиной, совпадающем с В.М. Постыкой [5], для продукции это следующие методы:

Содержание методов для стандартизации процессов следующее:

9. Важным проявлением зрелости той или иной науки является её востребованность как учебной дисциплины. Стандартизация и конкретные ветви знания о ней преподаются в высших и средних учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. Она утверждена как самостоятельная научная дисциплина по линии ВАК: экономическая специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством. Стандартизация и управлением качеством продукции», техническая специальность 05.02.23 – Стандартизация и управление качеством продукции».

10. Для завершения становления научных основ (теории) стандартизации и их дальнейшего развития требуются усилия научно-исследовательских институтов Росстандарта, Академии наук, вузов. Необходимо создать специальный научный отдел во ВНИИНМАШе или ВНИИСе по научно-методическим основам стандартизации с задачами проведения научных исследований и координации работ.

Литература

1. Стандартизация в СССР. Под редакцией В.В. Бойцова. – М.: Изд-во стандартов, 1975.
2. Основы стандартизации и контроля качества. Под редакцией В.Р. Ткаченко. – М.: Изд-во стандартов, 1973.
3. Сульповар Л.Б. Стандартизация: планирование, стимулирование, эффективность. М.: Экономика, 1977.
4. Постыка В.М. Научно-методические основы стандартизации. – Спб: Астерион, 2007.
5. Зворыкина Т.И. Техническое регулирование: сфера услуг. – М.: Альфа-М, Инфо-М, 2008.
6. Берг А.И. Стандартизация и наука // Стандарты и качество. – 1967. № 6.
7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг, 2002.

В.Я. Белобрагин,
доктор экономических наук, профессор