Стать автором
Обратная связь
01.03.2007

Российские коммунальщики предлагают новый нацпроект - в сфере ЖКХ

В Екатеринбурге состоялся круглый стол с участием представителей отрасли ЖКХ на тему "Коммунальные энергетики ищут способы преодоления кризиса в ЖКХ Свердловской области". На нем были обозначены наиболее острые проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.

По словам генерального директора ОАО "Свердловские коммунальные системы" Вячеслава Пракина, коммунальные предприятия сегодня несут постоянные убытки, измеряющиеся в десятках миллионов рублей, что в условиях рынка недопустимо. С 2006 года в силу вступил закон о техническом регулировании, устанавливающий индекс роста тарифов. Планировалось, что он будет работать до 2009 года, теперь этот срок продлили до 2015 года. В связи с этим предприятия ЖКХ не могут устанавливать экономически обоснованные тарифы.
В связи с этим, первой проблемой в данной сфере сегодня является низкий уровень зарплаты работников. По отраслевому соглашению между предприятиями, профсоюзами и исполнительной властью, тарифная ставка первого разряда должна составлять 3700 рублей, но не ниже прожиточного минимума. Сейчас уровень прожиточного минимума составляет 3590 рублей, а реальная тарифная ставка - 1800 рублей. Средняя зарплата должна составлять 13 тысяч рублей, а составляет 7500 рублей.
Вторая проблема - ветхость коммунальных сетей. У СКС ветхость сетей на трассах составляет от 60 %, домовых систем - от 70 %. Существует такое понятие как планово-предупредительный ремонт, но в России эта система не работает, поскольку у предприятий просто нет на это средств. К примеру, в Первоуральске из 345 километров сетей по СНИПу необходимо заменять 4 % труб в год. На эти цели необходимо 110 миллионов рублей в год. В тарифе же предусмотрено лишь 20 миллионов рублей.

По мнению господина Пракина, выходы из этой ситуации существуют. Первый вариант - разработать еще один нацпроект. Однако президент России Владимир Путин на Госсовете в Казани заявил, что сейчас это не представляется возможным. Второй вариант - установка экономически обоснованных тарифов. Максимальный уровень индексации при этом должен составить 28 %. Тогда потребители могли бы просто забыть о коммунальных авариях и различных проблемах в сфере ЖКХ. Однако сегодня уровень индексации прогнозируется лишь на уровне 13 %. "В стране существует система субсидий. Граждане должны затрачивать на оплату коммунальных услуг не больше 20 % от общего дохода семьи, остальное компенсирует государство. Так, в 2006 году в Качканаре были предусмотрены субсидии на 20 миллионов рублей, однако по итогам года была использована лишь половина из них. Если бы мы установили экономически обоснованный тариф, субсидии были бы использованы полностью, а мы бы решили проблему с увеличением зарплаты, с нехваткой квалифицированных специалистов и повысили энергобезопасность", - говорит гендиректор СКС.

При формировании тарифов, для того чтобы уложиться в установленное ограничение на повышение, региональная энергетическая комиссия Свердловской области убрала из тарифов некоторые составляющие, как то: капремонт, текущий ремонт, на половину сократила амортизацию. "Я считаю, что коммунальные тарифы сегодня можно назвать популистскими", - заявил глава Рефтинского городского округа Дмитрий Петров.

С этой точкой зрения согласился и начальник отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Георгий Резвов. "В системе ЖКХ нарушилась вертикаль власти. Отрасль была передана на уровень муниципалитетов. Это привело к тому, что каждый кандидат в мэры на выборах обещает сдерживать тарифы или даже снижать их, поэтому здесь есть популистский элемент, но он был заложен еще более 10 лет назад. Тарифы постоянно сдерживались, а когда мы подошли к ограничению индексации, тарифы уже были экономически необоснованными. В условиях рынка основные фонды ЖКХ должны постоянно переоцениваться, если этого не происходит, их стоимость остается на уровне социальной действительности. В то же время новые материалы для систем ЖКХ закупаются по рыночной стоимости. Отсюда и разница в 110 необходимых и в 20 выделяемых миллионах рублей", - считает господин Резвов.

По мнению заместителя директора Института философии и права по научным вопросам, председателя Уральской гильдии политконсультантов Константина Киселева, одна из проблем заключается в том, что сами работники жилищно-коммунального сектора транслируют в массы кризисное мышление. Для населения это звучит неубедительно. На самом же деле коммунальщикам не хватает стратегии развития. "Например, качество воды. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то предложил обеспечить потребителя нормальной водой. Я как потребитель был бы готов на повышение тарифа, чтобы получать из-под крана нормальную воду. Любая семья с любым уровнем дохода сегодня покупает питьевую воду в бутылях. Один бутыль на неделю на семью из трех человек стоит 150-180 рублей. А это немалые деньги", - говорит господин Киселев.

Что касается политических кандидатов, по словам политолога, сегодня они говорят о чем угодно, только не о программах развития, не о стратегических планах. Люди готовы обманываться, но слой тех, кто хочет альтернативных программ, постоянно растет. Бюджеты на 2007 год уже сверстаны, поэтому до следующего года ничего не изменить. Но в декабре будут выборы в Госдуму, которые плавно перетекут в выборы марта 2008 года. Поэтому сейчас как раз то время, когда необходимо применить меры для лоббирования программ развития. Нужно говорить и с властью и с населением. Нужно объяснить людям, что будет в случае неповышения тарифов, и что они получат в случае их повышения. Источник:
Гульнара Полянская novosib.rfn.ru




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: