Стать автором
Обратная связь
22.03.2007

Можно ли в России производить качественную продукцию?

В Советском Союзе проблемы с качеством продукции были всегда. Отсутствие стимулов к качественному труду, привели к всеобщей распущенности и неорганизованности, что стало причиной катастрофического снижения качества продукции во всех сферах.

 Дошло до того, что в восьмидесятые годы прошлого века в целом городе трудно было найти хорошего каменщика или плотника. Все делалось спустя рукава.

Советское руководство видело нарастающие проблемы качества и даже пыталось принимать какие-то меры. Лет 25 назад вышла директива создать на всех предприятиях государственную приемку, суть которой в государственной инспекции качества. Такие органы были созданы на многих предприятиях.

Они проверяли соответствие продукции и технологических процессов конструкторской и технологической документации. Просуществовали они не долго. С одной стороны эта система оказалась невероятно бюрократической, с другой стороны она не подчинялась руководителям предприятий из-за чего тормозила ход производственного процесса, Будучи не заинтересованной в конечных результатах, госприемка стала настоящим бедствием для производственников.

Сегодня сам рынок диктует необходимость поиска новых подходов в совершенствовании качества. Как сказал Д. Харрингтон "Качество продукции - основное поле сражений
на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе -
экономическая катастрофа" .

Как говорит руководитель консалтинговой компаний "Дьяконов и партнеры" Денис Дьяконов: На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются единственным ясным предложением в направлении повышения качества. Ложкой дегтя в бочке меда являются заложенные в них конфликты с российской действительностью.

Потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ИСО 9001. Это хороший толчок к началу работ по качеству, но он может привести к бесполезным затратам и разочарованию.

С одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры. С другой стороны, использование указанных стандартов опирается на принцип:

"Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументированно". Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей.

Если же документировать существующую систему, это приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов.
Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ИСО 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше". Однако ментально даже в современной России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты и на силу власти. Гротескно утрируя, можно сказать, что в целом культурный базис российских систем менеджмента качества - это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказания .. непричастных.

Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. Но переход этот очень не простой.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.
Можно удивляться тому, как легкомысленно предприятия начинают внедрять стандарты ИСО 9000. Многие руководители поручают подготовку документов по системе качества рядовым сотрудникам, чаще всего почему-то отделов стандартизации, но при этом надеются, что в результате внедрения стандартов все болезни менеджмента предприятия пройдут сами собой. Они не проводят диагностику менеджмента, не выявляют болезни и не определяют методики лечения.

А между тем, реформы, которые вывели Японию в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента.
Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Система качества должна быть составной частью системы управления компании. А затраты на её создание и функционирование не должны превышать "положительного эффекта" от эксплуатации.

При разработке системы следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества. Как говорит Леонид Моисеев и Лариса Мирзоян из компании "РИККОН" в ИСО 9000 используется, как правило, метод Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле за соблюдением нормативных требований. Это метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и невысокой степенью автоматизации производства. Однако заложенный в основу принципа Тейлора элемент принуждения совершенно неэффективен в условиях дефицита рабочей силы.

Решение проблем качества на российских предприятиях эффективнее искать в сфере человеческих отношений на производстве. Мы имеем в виду кружки качества, направленные на вовлечение рабочих в процесс повышения качества и эффективности производства. В основе кружков качества лежит очевидное утверждение о том, что возможности и условия своих рабочих мест знают лучше те, кто на них работает. Эффективным может быть опыт аттестации рабочих мест, который пытались применять на советских заводах еще в 80 годы.

И конечно магистральным путем повышения качества является автоматизация проектирования, управления предприятием, а также внедрение автоматизированных систем контроля и обработки данных. Это позволяет использовать методологию Тагути или гибкие методы статистического контроля. Статистические методы должны быть увязаны с экономическими методами воздействия на персонал.

Значительный эффект даёт применение принципа распределения приоритетов, устанавливающего правила реализации функции оценки качества и приёмки продукции, правила выбора методик контроля, средств и планов контроля, а также правил принятия решений. При этом, исходя из установленных правил приемки , приоритет в организации контроля, выбора методик и средств контроля получает одна сторона, а приоритет в трактовке неопределенности результатов - другая.

Система качества может охватывать различные этапы жизненного цикла продукции: этапы окончательного контроля и испытания, или этапы от проектирования до монтажа и обслуживания. Они так же могут включать контроль эффективности системы качества субподрядчика. Они могут регламентироваться, например, следующими документами: ГОСТ Р ИСО 9003-96 Модель качества при контроле и испытании готовой продукции; ГОСТ Р ИСО 9001-96 Модель качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; Стандарты QS 9000 "Quality system 9000".

Всё более широкое распространение при создании систем качества получают концепция TQM (Total quality manegment) - всеобщего управления качеством и концепция CWQC (Company wide quality control) - управления качеством в рамках компании.

Умное производство суть Интегрированное производство (Computer Integrated Manufacturing, CIM)

В стратегическом плане конкурентоспособность любой компании будет все же определяться тем, насколько она окажется восприимчивой к новым глобальным производственным доктринам, таким как Computer Integrated Manufacturing, CIM или самой последней доктрине, которую сформулировал российский ученый и практик Радислав Бирбраер в книге Основы инженерного консалтинга Умное производство .

Система качества должны являться элементом более глобальной системы, которая включает все этапы жизненного цикла изделия: начиная от проектирования и управления проектами и заканчивая системами взаимодействия с покупателями и сервисного обслуживания.
Радислав Бирбраер утверждает, что наибольшего экономического эффекта можно достичь на этапе проектирования изделий, и моделирования самого производства. Современные ERP системы включают в себя модули Синхронного планирования, что открывает практически безграничные возможности по оптимизации производства и снижению затрат на этапе проектирования. Это позволяет вести осмысленное и действительно эффективное техническое перевооружение уже действующего производства.

Это же обстоятельство открывает и совершенно новые подходы к организации систем качества.

В классической MRP II системе функции планирования и управления взаимосвязаны с функциями учета и управления заказами, управления финансами, а также контролем производства. В свою очередь, CIM добавляет в этот интегрированный набор возможности автоматизированного проектирования (САПР-К и САПР-Т) и оперативного управления цехами и оборудованием (АСУТП системы) функции, для которых столь тесное взаимодействие с основной бизнес системой ранее не предусматривалось. Здесь очень важно, что бы системы статистического контроля качества были заложены в архитектуру CIM предприятия.

В CIM системе интегрируются различные программные продукты, имеющие, как правило, разную идеологию, разные операционные системы и форматы данных. Эта задача представляется довольно трудной, хотя и разрешимой. При этом простой интеграции разнородных программных комплексов недостаточно. Требуется организация сотрудничества и взаимодействий отделов предприятия, выполняющих совершенно разные функции и нередко конфликтующих между собой.

На большинстве российских предприятий (как, впрочем, и на многих западных) всегда пытаются найти некий универсальный ответ, позволяющий решить все проблемы одним махом. Универсального решения, к сожалению, не существует.

Хотя по утверждению главного редактора журнала Умное производство Геннадий Климова разрабатываемее сегодня в недрах управленческой доктрины УМ подходы, сформулированные Радиславом Бирбраером, позволяют надеяться, что в ближайшие годы будет создан за счет глобальной интеграции различных алгоритмов управления и проектирования продукт, который откроет менеджерам компаний совершенно иные возможности. Они получат в пользование механизм для принятия управленческих решений, который отличается от всех сегодняшних систем, в той же мере в какой современный компьютер отличается от логарифмической линейки . Источник:
Караван+Я




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: