Стать автором
Обратная связь
07.06.2007

ВТО? Где? Когда?

Правительству надоело играть со Всемирной торговой организацией

Спустя 12 лет после начала переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию в нашем правительстве на самом высоком уровне заговорили о том, не слишком ли высокую цену мы платим. Козырь "ВТО" стал инструментом шантажа в руках чуть ли не доброй половины наших "заклятых друзей" из дальнего и ближнего зарубежья. Польша хочет "отомстить" за мясо. Финляндия не дает нам повысить пошлины на лес-кругляк. Грузия все никак не может взять в толк, что ее претензии к России не имеют ничего общего с торговлей. По сведениям "Известий", оглушительный провал очередных переговоров с Тбилиси переполнил чашу терпения российских властей. И теперь все может измениться.
Очередной этап переговоров с Грузией закончился неудачей. Грузинские власти объявили, что все свои обязательства Россия должна выполнить еще до вступления в ВТО, а иначе никакой ВТО ей не видать. В числе этих "обязательств" закрытие контрольно-пропускных пунктов на границе с Абхазией и Южной Осетией.

Вопрос, никакого отношения к торговле не имеющий.

Слишком много желающих помешать вступлению нас в ВТО, отозвался на очередное фиаско высокопоставленный российский переговорщик, с которым побеседовали "Известия". А время проходит мимо, да и сам процесс становится слишком уж навязчивым. И сейчас уже встает вопрос, для чего нам все это нужно. Эйфория затянулась, а результата все нет.

Наши переговорщики уже с трудом вспоминают, когда все начиналось. Первое заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось аж в 1995 году. С тех пор столько воды утекло (начать с того, что никогда еще российская экономика не показывала таких хороших результатов, как сейчас), но воз и ныне там. Зато Россия стала рекордсменкой по длительности переговоров и по количеству стран, с которыми пришлось заключить двусторонние соглашения. Никто еще и даже сопоставимый с нами Китай не добивался согласия на свое вступление в ВТО у 58 (!) стран. Достижения, надо признаться честно, сомнительные.

И вот уже близится финал. Почти все согласны, остались технические процедуры, а российские переговорщики называют дату 1 января 2008 года. Но не тут-то было. Ладно бы только Грузия! Одна страна не может заблокировать вступление России в ВТО, уверенно заявлял в интервью "Известиям" глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Теперь обнаружились и другие противники. Россия запретила поставки мяса из Польши (а на самом деле контрабанду из стран "третьего мира"), и негодование поляков передалось Евросоюзу, который вдруг начал все чаще поминать ВТО в связке с польским мясом. А на прошлой неделе премьер-министр Финляндии заявил, что если мы не отменим недавно вступившие в силу запретительные меры на экспорт "кругляка", то у нас возникнут проблемы с ВТО и по этому вопросу.

Сколько можно? И главное ради чего? Безусловно, говорит высокопоставленный источник "Известий", Россия смогла бы значительно повысить свой политический статус, и это в принципе стоит того, чтобы открыть свои рынки (тем более что откроют не все и не сразу). Но если подумать, участники ВТО приобретают не меньше, чем Россия, а может, даже и больше.

Европу интересует наше сырье нефть, газ, лес. Но мы хотим поставлять на их рынки не только энергоресурсы. Однако наша готовая продукция еще не настолько развита, чтобы выходить на мировые рынки.
Так что получается, их заинтересованности в нас гораздо больше, рассуждает чиновник.

И тогда почему мы должны идти на какие-то принципиальные уступки? недоумевает он. Нашим компаниям от их появления (зарубежных компаний. "Известия") легче жить не станет.

Действительно не станет. Приобретая по большей части лишь статус и доступ к международным механизмам разрешения торговых споров, Россия подвергает себя огромным рискам. На карту поставлены перспективы целых отраслей сельского хозяйства, автомобилестроения, самолетостроения, страхового дела. Так что неудивительно, что в правительстве недовольство уже достигло высшей точки кипения.

По мере того как ожидаемый политический эффект нивелируется, экономические отношения внутри страны выходят на первое место, говорит наш источник. Мы из этого трагедии не делаем. Прошло время, когда России необходимо было торопиться в ВТО.

И резюмирует:

Никто вам в ВТО ничего хорошего не даст. Не надо нас тащить волоком туда, чтобы мы колени обдирали.

Так что, не исключено, не далек тот час, когда бесконечное стремление России в ВТО завершится. Только с обратным результатом.

Самые яркие страницы истории нашего вступления в ВТО
Несколько лет назад "веселую жизнь" устроил России Евросоюз. Там условием нашего присоединения к ВТО объявили повышение внутрироссийских цен на газ до уровня экспортных и доступ иностранных производителей газа к российской трубе. За так называемый энергетический пакет российские переговорщики бились не на шутку и в итоге выиграли. Теперь добыча, переработка и транспортировка сырья полностью выведены из-под российских обязательств.

США тоже постарались на славу. Весь переговорный процесс сопровождался появлением все новых требований, в том числе и абсолютно абсурдных. Настаивая на открытии российского банковского и страхового рынков, американцы одновременно боролись за снижение пошлин на кефир и йогурты, которые вообще не экспортируют.
Банки наши переговорщики в итоге отстояли, а вот филиалы иностранных страховщиков появятся в России через девять лет. Когда уже все было решено, американцы не удержались от очередного сюрприза. Прямо на саммите "большой восьмерки" они отказались подписывать уже подготовленный двусторонний протокол.

Проблемой стало мясо. Россия требовала ветсертификаты на поставку американской продукции, а в США настаивали на доверии.

Кому это нужно больше

Александр Шохин,
президент РСПП:

Успех переговоров зависит от основных членов ВТО. Это США, Канада, Япония и ЕС. Но мы знаем, что США используют любую возможность, чтобы максимально оттянуть решение, несмотря на наличие подписанного документа. Появление то Камбоджи, то Грузии, то других дополнительных вопросов это, на мой взгляд, не что иное, как невидимые публике действия американской администрации. Если бы они ударили кулаком по столу и сказали, что процесс завершен и все остальные должны быстренько урегулировать спорные вопросы до такого-то срока, это было бы сделано. На мой взгляд, США не очень хочется пускать нас в ВТО из-за особой позиции России по целому ряду вопросов. И это прежде всего многоходовая игра американской администрации.
А попытка тех же американцев и частично европейцев начинать вскрывать некоторые пакеты, где договоренности уже зафиксированы, лишнее тому подтверждение.

ВТО нам, конечно, нужна, но, как неоднократно говорил президент Владимир Путин, не на любых условиях.
Работаем не на срок, а на результат. ВТО без России организация неполноценная, тем более что ей не удается решить многие вопросы, связанные, например, с тем же субсидированием сельского хозяйства, завершить дохийский раунд.

Россия нуждается в ВТО не в большей и не в меньшей степени, чем ВТО в России. И если мы вступаем в ВТО, нам может быть не нужен договор с Европейским союзом. Поскольку договор с ЕС регулирует многие торговые вопросы, которые на 90% регулируются нормами ВТО.

Я думаю, мы четко должны зафиксировать недопустимость политизации этих отношений попыток вбросить политические вопросы, такие как российско-грузинские, российско-украинские и так далее. Любая политизация ВТО дискредитирует эту организацию и основных переговорщиков. А плюсов у ВТО "на той стороне" достаточно много, и главные из них не финансово-экономические выгоды для экспортеров товаров и услуг в Россию, а международно-правовые выгоды.

Алексей Лихачев,
депутат Госдумы, член рабочей группы по присоединению России к ВТО:

Процесс присоединения России к ВТО процесс равносторонний. Здесь, конечно, есть выгода у России, и точно такая же есть выгода у мировой торговой системы включить внутрь себя одну из крупнейших экономик мира Россию.

Но на переговорах, без сомнения, присутствует система двойных стандартов, и ряд наших партнеров планируют в ходе переговоров с Россией по ВТО решить проблемы, не являющиеся предметом регулирования соглашений ВТО, да и вообще нередко не имеющих отношения к внешней торговле. Один из таких примеров конечно же Грузия. Если процесс присоединения России к ВТО будет использован для решения дополнительных неторговых вопросов, то этот процесс России не выгоден. Ведь тогда получается, что мы меняем не торговую картину на торговую, а торговую на торгово-политическую.

В этом смысле конечно же есть предел всему. Сегодняшнюю стратегию переговоров можно назвать "без пяти двенадцать". То есть "без пяти двенадцать" до нового года, до главного события присоединения. Ряд стран-переговорщиков просыпаются и активизируют свои позиции. Ряд других стран добавляют в, казалось бы, уже согласованные переговорные пакеты новые требования, зачастую не имеющие отношения к базовым соглашениям ВТО.

Если Грузия попытается заблокировать процесс присоединения России к ВТО, то надо понимать, что это приведет к ущемлению в первую очередь не интересов России, а интересов других стран участниц переговорного процесса, бизнес в которых уже строит планы на отношениях, связанных с будущим членством России в ВТО.
Источник:
Известия.Ру




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: