Стать автором
Обратная связь
26.06.2007

Доступное и комфортное жилье фактор повышения конкурентоспособности России

Обеспечение комфортности жилья путем модернизации жилищно-коммунального комплекса на сегодняшний день является национальным приоритетом. Первые шаги по выводу жилищно-коммунального хозяйства из затянувшегося кризиса уже сделаны. Теперь требуются последовательные решения для достижения его эффективного функционирования

Шаккум Мартин Люцианович - Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов

Национальный проект Доступное и комфортное жилье гражданам России имеет две важнейшие составляющие. Первая повышение доступности жилья за счет резкого увеличения объемов строительства, развития системы ипотечного кредитования и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, перед которыми государство взяло на себя определенные обязательства. Вторая обеспечение комфортности жилья путем модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Причины глубокого затяжного кризиса жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) возникли еще в советский период, когда у планово-убыточных предприятий ЖКХ отсутствовали стимулы для повышения эффективности.

На сегодняшний день работа предприятий ЖКХ по-прежнему малоэффективна. Потери при производстве, транспортировке и потреблении ресурсов достигают 50 60%. Инженерные системы и сооружения коммунальной инфраструктуры физически изношены, морально устарели и нуждаются в коренной модернизации. Финансовое состояние организаций ЖКХ остается сложным 58% организаций убыточны, убытки составляют более 52 млрд рублей. Суммарная кредиторская задолженность достигла в 2007 году 305 млрд рублей, дебиторская около 300 млрд рублей. Это препятствует развитию рыночных отношений в отрасли.

В области модернизации жилищно-коммунального комплекса Президент в своем Послании обозначил ряд конкретных мер. Дополнительные доходы федерального бюджета 2007 года в объеме 250 млрд рублей будут направлены на создание и финансирование специализированного фонда, в задачи которого войдет решение проблем капитального ремонта жилых зданий и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Из них 150 млрд рублей будет направлено на ремонт жилого фонда и 100 млрд рублей на переселение из ветхого и аварийного жилья.

Вопросы организации капитального ремонта жилья и модернизации ЖКХ находятся в ведении субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Уже сегодня в ряде регионов, например, в Самарской области, успешно осуществляются программы модернизации жилого фонда с привлечением средств финансовых институтов. В результате существенно уменьшаются теплопотери, старые здания приобретают современный вид.

На федеральном уровне требуется внести изменения в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к эксплуатации зданий, порядка признания зданий аварийными и подлежащими капитальному ремонту, реконструкции, сносу, а также требований к лицам, осуществляющим эксплуатацию зданий, их правам и обязанностям, введения государственного надзора за эксплуатацией зданий. Необходимо установить административную ответственность за нарушение требований к эксплуатации зданий.

Представляется целесообразным освободить от налога на прибыль и НДС стоимость средств резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома. При расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг необходимо исключить из дохода граждан их расходы на капитальный ремонт жилья.

Меры, указанные в Послании Президента, являются жизненно необходимыми. Однако модернизация жилищно-коммунального комплекса ими не исчерпывается. Принятые в 2004 2005 годах Жилищный кодекс и Федеральный закон Об основах государственного регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса заложили правовые основы для реформирования ЖКХ. Сегодня перед всеми уровнями исполнительной власти стоят три основные задачи: финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, внедрение рыночных отношений в этой сфере и привлечение частного бизнеса на основе концессий, проведение совместно с частным бизнесом технологической модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В результате решения этих задач должны быть обеспечены переход к экономически обоснованным и справедливым платежам населения за коммунальные услуги и повышение качества и надежности коммунальных услуг.

Необходимо обеспечить 100-процентные платежи потребителей жилищно-коммунальных услуг, полностью отказаться от дотаций предприятиям ЖКХ. Бюджетные компенсации любых видов льгот должны быть адресными. Их необходимо выплачивать исключительно в виде субсидий льготникам и малоимущим гражданам.

Недавно Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу был внесен законопроект о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального комплекса. По нашему мнению, в представленной редакции он не решает целого ряда проблем. Законопроект направлен только на реструктуризацию задолженности в различные уровни бюджетной системы. Однако таких долгов у организаций ЖКХ менее 25% от всей накопленной задолженности.

Особое место занимают законопроекты о технических регламентах в сфере коммунального хозяйства. В Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на рассмотрении находится проект технического регламента О водоснабжении . Его целью является установление основных технических требований к проектированию, строительству и эксплуатации систем водоснабжения промышленности, сельского хозяйства и населенных пунктов, обеспечивающих надежность подачи воды требуемого качества. К сожалению, законопроект содержит серьезные противоречия с Водным и Градостроительным кодексами. Его предмет регулирования необоснованно выходит за рамки технического законодательства, содержит нормы по организации и управлению производством, что не может быть предметом технических регламентов. Комитет рекомендовал авторам доработать законопроект.

Безусловно, стратегия реформирования ЖКХ должна учитывать ключевые особенности жилищных услуг, которые в основном связаны с поддержанием в порядке жилых зданий и прилегающих территорий, и коммунальных услуг, а это, прежде всего, электро-, газо- и теплоснабжение, а также водоснабжение и водоотведение, утилизация твердых бытовых отходов. Главное в этой классификации это то, что жилищные услуги могут предоставляться на конкурентной основе, а коммунальные услуги это в основном удел монополистов. Отсюда вытекает необходимость регулирования тарифов естественных и локальных монополий.
В последнее время Правительство РФ и ведомства не без усилий Государственной Думы активизировали выпуск нормативно-правовых актов, прежде всего для реализации Жилищного кодекса.

Утверждено типовое концессионное соглашение в сфере коммунальных услуг. При этом сильно затянулась работа над созданием механизмов тарифного регулирования, прежде всего по формированию экономически обоснованных цен и тарифов на коммунальные услуги. Нужны также правила заключения и исполнения публичных договоров на подключение к системам коммунальной инфраструктуры; порядок определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций; порядок финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Сегодня в отрасли имеется всего только 10% проинвентаризированного и зарегистрированного имущества. Тем не менее, создание рыночной среды в жилищной и коммунальной сферах это уже реальность. Доля частных операторов в системе водоснабжения и водоотведения составляет 41% от общей численности предприятий, теплоснабжения 57%, электроснабжения 65%.

Особое место занимает управление жильем. До настоящего времени управление рассматривалось как одна из услуг, наряду с содержанием и ремонтом многоквартирного дома. На наш взгляд, управление жилой недвижимостью является самостоятельным видом экономической деятельности, плата за которую должна зависеть от эффективности управления. Результатом хорошего управления может стать увеличение рыночной стоимости и улучшение качества жилья.

Важнейшим вопросом является также регулирование договорных отношений между собственниками и управляющими компаниями. Необходим модельный или типовой договор управления многоквартирными домами, который должен лечь в основу таких отношений.

С приходом частных управляющих компаний у граждан возникает опасение в части гарантии их состоятельности и надежности. Мы полагаем, что здесь может сыграть положительную роль институт саморегулируемых организаций. Следует законодательно закрепить статус и полномочия саморегулирования в сфере управления жилищно-коммунальной сферой.

Серьезную проблему представляет низкая активность собственников по выбору формы управления жильем. На сегодняшний день в товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), жилищные кооперативы (ЖК) объединено только 9% от площади всего жилищного фонда. Собственники не видят смысла создавать ТСЖ, так как не готовы нести издержки, связанные с их созданием. Только для регистрации ТСЖ требуется 5 тыс. рублей. В целом по Российской Федерации это 6 млрд рублей. Для того чтобы провести межевание и оформить земельные участки под многоквартирными домами, нужно, в среднем, 20 тысяч рублей на один участок. По всей стране сумма составит около 25 млрд рублей. Таким образом, необходимо изыскать дополнительных средств порядка 30 млрд рублей. Вся эта нагрузка ляжет на органы местного самоуправления.

Необходимо создать стимулы для создания ТСЖ, и главный стимул это участие государства вместе с членами ТСЖ в финансировании капитального ремонта. Именно на эти цели Президент В.В. Путин поручил выделить 150 млрд руб.

Говоря о переводе отрасли на рыночные отношения, хотелось бы процитировать доклад рабочей группы по проблемам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Президиуму Госсовета, который прошел 19 января 2007 года. В нем говорится: Основная проблема реализации существующей концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса заключается в том, что, будучи теоретически правильной, она не мотивирована интересами участников. Ни муниципальные власти, ни собственники жилья, ни предприятия отрасли до последнего времени не имели или желания, или возможности способствовать рыночным преобразованиям в жилищно-коммунальном секторе .

Во многом это связано с отсутствием стимулов к энергосбережению. Потребление ресурсов тепла, газа, воды, электричества на сегодняшний день в российских жилых домах в 1,5 2 раза выше, чем в зарубежных странах с аналогичным климатом. В свою очередь, энергосбережение невозможно без приборного учета потребления ресурсов. В России поквартирными приборами учета (без электросчетчиков) оснащено 0,1% квартир, общедомовыми около 15%.
По данным Минрегионразвития России, потери тепла в 2004 году составили 113 млн гигакалорий. Этого тепла достаточно, чтобы отапливать весь жилищный фонд России в течение около 40 дней или население Москвы и Санкт-Петербурга в течение года. Эти потери оплачиваются потребителем. Поэтому население наиболее заинтересованная сторона в учете фактического потребления ресурсов. Но граждане не готовы к оплате за счет собственных средств стоимости оборудования и приборов, необходимых для измерения и регулирования потребления ресурсов. Требуется принципиальное изменение позиции государства: купля-продажа ресурсов без измерений должна стать экономически и административно невыгодной.

Следует также дать инструмент, позволяющий привлечь средства на оснащение потребителей приборами учета. Таким инструментом может стать институт энергосервисных (биллинговых) компаний, которые устанавливают за счет собственных и привлеченных средств, владеют и эксплуатируют все виды счетчиков количества ресурсов, в любое время гарантируют качество измерений, готовят счета для оплаты ресурсов или только данные для подготовки счетов, возмещают свои затраты через регулярные платежи потребителей услуг биллинга.
Необходимо внести изменения в Федеральный закон Об энергосбережении , в части установления сроков перехода к обязательному введению приборного измерения количества потребляемых энергоресурсов, а также обязанностей и ответственности поставщиков и потребителей за организацию приборного учета потребления указанных ресурсов. Следует также внести изменение в Федеральный закон О техническом регулировании , дополнив цели принятия технических регламентов обеспечением энергоэффективности.

Реализация национального проекта Доступное и комфортное жилье гражданам России создает предпосылки для решения важнейших стратегических задач, таких как улучшение демографической ситуации в стране, обеспечение мобильности рабочей силы, повышение производительности труда, раскрытие творческого потенциала наших граждан, и как следствие достижения высокой конкурентоспособности России на мировой арене. В свою очередь, приоритетный национальный проект требует от органов государственной власти, местного самоуправления, профессионального сообщества поиска новых, нетривиальных, максимально эффективных подходов и решений, позволяющих интенсивно развивать массовое жилищное строительство, обеспечивать сохранность жилищного фонда, повышать эффективность жилищно-коммунального хозяйства. Источник:
Журнал Национальные проекты




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: