Стать автором
Обратная связь
02.08.2007

Бизнес-образование: дорога с Запада на Восток

Ицхак Калдерон Адизес - автор методики "The Adizes methodology", которая применяется для оптимизации и повышения эффективности деятельности организаций. Доктор философии, основатель и ректор Adizes Institute (Санта-Барбара, Калифорния). Читает курсы по теории и методологии менеджмента, организационному поведению в Anderson Graduate School of Management, University of California (Лос-Анджелес, Калифорния), занимается консалтинговой деятельностью, проводит мастер-классы по всему миру. Журнал Executive Excellence включил его в список 100 ведущих советников консультантов мира по организационному развитию.

- Д-р Адизес, как Вы думаете, существуют ли какие-то принципиальные различия в подготовке российских и американских менеджеров?

- Полагаю, что российская система обучения менеджеров близка к американской, в чем-то даже ее копирует. И здесь кроется определенная проблема. Дело в том, что американское общество индивидуализировано, там сильно развит дух соревнования, каждый работает на себя. Российский менталитет иной, у вас другие традиции и культурные ценности. Возможно, вам стоит обратиться на Восток, например, к Японии, где общий результат зависит от слаженности коллективных действий. Моя рекомендация в этом случае такова: да, американскую модель изучать нужно, но не стоит игнорировать и японский опыт.

- Эти модели в принципе соединимы?

- Конечно. Командная работа, TQM (всеобщий менеджмент качества), кайдзен - инструменты, применимые в любой среде. Американцы, кстати, именно так и поступают: соединяют различные управленческие технологии и подходы для достижения лучшего результата. Они проходят в бизнес-школах большое количество предметов, среди которых есть блоки, посвященные восточному менеджменту. И вам, россиянам, нет никакой необходимости ждать, пока американцы интегрируют элементы различных теорий в свою систему обучения, чтобы потом ее позаимствовать. У японцев можно учиться без посредников.

- У Вас богатый опыт преподавания в университетах всего мира. Что является главным мотиватором для слушателя?

- Если быть точным, я читал лекции в 52 странах на пяти континентах. И могу с уверенностью сказать, что слушателя любой бизнес-школы интересуют в первую очередь его будущие доходы. Стремление к благополучию является тем двигателем, который заставляет людей жертвовать своим временем и тратить силы на обучение. Но я думаю, что уже не далек тот день, когда ситуация изменится. Новое поколение, молодежь, уже выдвигает на первый план другие приоритеты: социальная ответственность, экология, защита окружающей среды, борьба с глобальным потеплением Пока это еле заметная тенденция, но новая генерация менеджеров уже готова нести ответственность перед обществом за результаты своей деятельности.

- Вы говорите об этике бизнеса?

- Я говорю об ответственности перед будущими поколениями.

- Из этого следует, что бизнес-школы должны обратить большее внимание на воспитание этики у слушателей?

- Безусловно.

- А как же быть с мотивом зарабатывания денег? Нет ли в этом противоречия?

- Коммерция и этика - понятия антагонистические, но не взаимоисключающие. Стремление к обоим ценностным ориентирам вполне может уживаться в одном человеке.

- У Вас есть своя теория менеджмента. Какова, на Ваш взгляд, главная задача менеджера?

- Это непростой вопрос. Начнем с того, что идеального менеджера просто не существует, а функции управления слишком сложны и многообразны, чтобы человек мог их реализовывать в одиночку. Однако когда лидер создает управленческую команду, возникает основание для конфликтов. И если члены команды не могут найти общего языка, у компании возникают серьезные проблемы. Заметьте, конфликт не всегда ведет к негативным результатам, но нельзя допускать, чтобы менеджеры перестали доверять друг другу. Это как в браке: если мнения супругов не совпадают, они ищут компромисс.

Была бы моя воля, я бы обращал самое пристальное внимание на человеческие качества будущего слушателя, собирающегося учиться на МВА. Надежен ли он? способен ли понимать людей? умеет ли общаться? Если передо мной - подлец, неважно, сколько он знает. Он никогда не станет хорошим менеджером.

- Словом, этика в бизнесе превыше всего?

- Этика - да, но мы говорим об организационном поведении. Главный тест на звание эффективного управленца - способен ли он признать, что сделал ошибку? Насколько сильно его эго, и мешает ли оно бизнесу и сплочению команды? Не завидует ли, не унижает ли, готов ли поддерживать сотрудников?

- Сильный, жесткий лидер - это хорошо или плохо для компании?

- Посмотрите на мою руку. Это - команда, в которой все дополняют друг друга. Даже если лишиться мизинца, самого, казалось бы, бесполезного пальца, рука станет неполноценной. Можете ли Вы сказать, какой палец главный? Вот этот - большой. Выставляя его, мы высказываем одобрение. С его помощью мы объединяем усилия остальных. Но многие считают, что самый важный - указательный. Им можно грозить и показывать: иди туда, сделай то Наверно, для начинающей компании такой подход достаточен. Но по мере ее роста стиль управления должен меняться. Взросление организации сопровождается ее децентрализацией. Отвечая на Ваш вопрос, скажу: сильные лидеры нужны, но важнее, какими методами они действуют. Тип лидерства изменятся по мере развития компании.

- Если Вы будете читать лекции в России, будете менять содержание курса, вносить какие-то правки?

- Да, но это будут незначительные изменения, поскольку моя теория универсальна. Это как в кулинарии. Одно и то же блюдо можно приправить разными специями или добавить новые ингредиенты в зависимости от вкусов тех людей, которые будут его пробовать. При этом само блюдо не меняется.

- Какие ингредиенты Вы добавили бы для русской аудитории?

- В России бросается в глаза, что в большинстве случаев топ-менеджмент компаний ориентирован на себя, т.е. на развитие собственного производственного процесса. Я бы обратил внимание на то, как сделать управление более ориентированным на клиента. Все мы кого-то обслуживаем - посетителей в ресторанах, партнеров при заключении сделки У вас есть ощущение, что в этот момент вы становитесь как бы "обслугой", пробуждается сопротивление. Это такой менталитет, специфика культуры. Качественный сервис не должен вызывать чувства унижения в тех, кто его оказывает. Так мы быстрее достигаем результата, полезного для обеих сторон.

- Можно ли сформировать этот новый взгляд на бизнес, маркетинг, сервис в рамках программы бизнес-образования?

- Это не вопрос нетольк бизнес-образования. Обществу нужно определенное время, чтобы освоить данные компетенции. Пройдет несколько лет, и все станет на свои места. Ту же самую картину я наблюдал, например, в Израиле. Раньше дозваться там официанта было невозможно, сегодня же каждый студент готов работать в области сервиса.

- Может ли получение квалификации МВА существенно повлиять на карьерное развитие менеджера? В России работодатели предпочитают прежде всего оценивать опыт соискателя

- Был период, когда в США наличие степени МВА было решающим при приеме на работу. Но сегодня ситуация меняется: компании уделяют больше внимание практическому опыту кандидатов на вакантные места. Я могу объяснить эту тенденцию тем, что качество бизнес-образования ухудшилось, а ожидания нанимателей не оправдываются. В Америке теперь отдельно учат финансам, отдельно маркетингу. И практически утерян тот компонент, который должен сводить их вместе.

- Тем не менее, количество слушателей в американских университетах не уменьшается. Верно?

- Количество даже увеличивается. Но, тем не менее, факт остается фактом: качество падает.

- И как это можно объяснить?

- Нет альтернативы. Менеджменту нужно учиться, и лучше всего это делать в бизнес-школах.

- Почему в Америку едет учиться люди из разных стран? Почему именно эта страна считается самой привлекательной для студентов-менеджеров?

- У мексиканцев есть такая поговорка. "В городе, где все слепые, человек, имеющий один глаз - уже король". В Америке развитой рынок, эффективные компании, хорошо налаженный бизнес. Люди едут туда, чтобы понять, как этого достигнуть.

- То есть, важна среда?

- Причина, объясняющая, почему американские компании так хорошо работают, не в том, что там хороший менеджмент. Менеджеры в США нередко посредственные, но там потрясающе работает система: коммуникации, банки, биржи. Толковый российский менеджер может организовать бизнес в Америке во много раз лучше, чем американец. Я утверждаю, что есть страны, где общий уровень менеджеров намного выше, чем в Америке, но такой эффективной системы нет нигде. Вы можете быть прекрасным водителем, но на плохой дороге никто об этом не узнает.

- Центр бизнес-образования всегда находится там, где создана такая система?

- Так есть и так будет. Как мы судим о компаниях? Если они хорошо работают, значит, они хорошо управляются. Мало кто пытается анализировать причины. Если посадить дерево в плодородную почву, ему будет хватать воды и солнца, оно вырастет большим и сильным. А люди скажут, что просто за ним ухаживал хороший садовник.

- Какой регион сможет в обозримом будущем составить конкуренцию Америке в области бизнес-образования?

- Китай. Возможно, Россия. Я не думаю, что смена лидеров произойдет в ближайшие годы, но она неизбежна.

- А Индия, Бразилия?

- Понимаю: Бразилия, Россия, Индия, Китай - страны БРИК. Да, наверное, Индия имеет определенный потенциал, но я голосую за Китай. У индусов есть сильный ограничитель в виде сильной религии и кастового устройства общества. Конфуцианство же предоставляет человеку очень большую свободу. Кроме того, китайцы сочетают в себе работоспособность, агрессивность, преданность делу. У них есть все, чтобы стать лидерами.

- Ваши ожидания от поездки в Россию оправдались?

- Я выступал перед слушателями Сколковской школы, ИБДА АНХ, Стокгольмской школы бизнеса, встречался с рядом очень способных менеджеров. Удивительное обстоятельство: меня здесь мало спрашивают. Обычно во время моих лекций в других странах из зала раздается огромное количество вопросов. В Китае - сотни рук сразу. Русские, как правило, слушают большого профессора тихо, записывают и сидят тихо. Мне до конца не понятно, почему? Однако Россия - огромная страна с большим потенциалом и перспективами, к которой у меня особое, теплое отношение. Источник:
Элитный персонал




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: