Стать автором
Обратная связь
29.08.2007

Сложности с оформлением лицензии на вывоз отходов создают экологическую проблему

В лесах области и просто близ дорог полно незаконных свалок. И дело тут не только в несознательности отдельных граждан или бездействии экологических служб.

Ситуация с вывозом отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей довольно противоречива: с одной стороны, закон четко прописывает порядок оформления этого процесса, с другой - дороговизна оформления и бумажная волокита сводят усилия законодателей по улучшению экологической ситуации на нет, поскольку предприниматели предпочитают вывезти свои отходы в ближайший лес - безо всяких документов.

Маршрут движения скомканного листа бумаги от корзины в одном из офисов до полигона, куда свозятся все отходы, по документам намного сложней и дольше, чем его физическое передвижение. Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны по закону оформить целый ряд бумаг, и только тогда они смогут на законных основаниях вывозить свои отходы.

Это, наверное, правильно, поскольку окружающая среда отчаянно требует охраны, особенно от мусора, выброшенного в неположенном месте. Однако сами предприятия, особенно небольшие, готовы делать все на законных основаниях, но сталкиваются при этом с рядом трудностей при оформлении бумаг. Именно с такой проблемой обратился в редакцию "РГ" представитель одной из небольших фирм Валентин Кулешов.

Мы, конечно, сразу обратились в ведомство, отвечающее за контроль над вывозом отходов - Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в Свердловской области.
Первый вопрос, возникший сразу же: почему предприятия, которые в принципе не имеют никакого производства, обречены на такую сложную процедуру оформления права вывозить собственные отходы? Как ответили в надзорном органе, у любого предприятия образуются отходы, и, с точки зрения закона, нет никакой разницы между металлургическим комбинатом и салоном по продаже сотовых телефонов.

- Хозяин почти каждого киоска или офиса думает, что у него образуется всего навсего одна корзина мусора в день. Но если брать масштабно, в совокупности, то получается, что все эти небольшие предприятия образуют огромное количество отходов, которые также необходимо как то вывозить и где то размещать, - прокомментировал Константин Опарин, начальник отдела государственной экологической экспертизы.

Поэтому даже если предприятие представляет из себя обычный офис, со стандартными канцелярскими отходами, оно должно сделать проект нормативов образования отходов, а дальше решать вопрос о необходимости получения лимитов на их размещение и лицензии. Проект включает в себя паспорта опасных отходов, свойства которых необходимо исследовать в специальной лаборатории.

Как нам объяснила Марина Сабирзянова, главный специалист отдела нормирования, для мелких непроизводственных предприятий процедура облегчена. Проект нормативов образования отходов для них составляется по упрощенной форме. А паспорта составляются только для отходов первого-четвертого классов опасности и для отходов, обладающих опасными свойствами.

- Многое зависит и от того, насколько грамотно определены виды отходов, образующихся на предприятии. В частности отходы от работы в офисе можно определить как "отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства", при этом подготовить один паспорт. А можно определить как "отходы бумаги незагрязненные", "отходы картона незагрязненные", "отходы печатной продукции" и так далее, что , соответственно, потребует подготовки многих паспортов, - пояснила специалист.

По другому вопросу нам также дали развернутый ответ: запутанность в оформлении большого количества бумаг, заверили нас, мнимая. И действительно, методические указания, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11 марта 2002 года 115, и законодательные акты, касающиеся оформления бумаг и последовательности действий, находятся в общем доступе - на ведомственных сайтах и справочно правовых электронных системах, Ростехнадзор дает все консультации и запрашиваемую информацию бесплатно. Однако, по словам Валентина Кулешова, маленьким предприятиям, у которых нет Интернета, приходится брать эти сведения, записанные на дискету, - естественно, не бесплатно. При этом понять, как конкретно нужно оформлять документы, неспециалисту довольно сложно.

- Методики расписаны буквально по пунктам: как и что нужно делать. Из 25 пунктов для маленьких предприятий оставлены только три таблички с пояснениями, - рассказала Марина Сабирзянова. - Это не такое уж сложное дело, любой грамотный специалист сможет это сделать самостоятельно.

Однако этих самых специалистов на маленьких предприятиях нет. В магазине, где работают два продавца, бухгалтер и директор, сложно встретить эколога. Разве что в качестве покупателя
Как сказали чиновники ведомства, отсутствие эколога - это проблема предприятия. И если им не хочется заводить дополнительную ставку, то пусть отдадут этот вопрос на абонентское обслуживание, посоветовали они. Фирм, готовых предоставить такие услуги, предостаточно, однако стоимость их разная. Это дополнительные расходы.

Кроме того, лицензия на размещение отходов также не бесплатна, получить ее можно, лишь предоставив весь пакет документов и обучив человека обращаться с опасными отходами на специальных курсах, которые бывают как бесплатными, так и платными. Но проблема не в этом.

- Обученный человек вполне может уволиться на следующий день, и тогда надо будет обучать нового человека, - возмущается Валентин Кулешов. - Они занимаются "занаучиванием" экологии, создавая огромную бумажную машину. Лучше бы отслеживали тех предпринимателей, которые вообще безо всякого оформления документов выбрасывают свой мусор в ближайшие леса и сады или в контейнеры близ жилых домов.

Однако поймать за руку таких нарушителей довольно сложно по причине их неучтенности в качестве природопользователей и нехватки ресурсов у проверяющих органов. А таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по оценке чиновников, большинство.

Комментарий
Александр Яшин, координатор международных проектов Центра экологического обучения и информации:

- Мусор должен размещаться только на спецполигонах, и на его вывоз должна быть лицензия. И это должно быть дорого. Ссылки фирм на сложность в бумагах и дороговизну - это поиск оправданий собственной безответственности.

Один из принципов экологии - загрязнитель платит. Другой принцип - платить за загрязнение нужно дорого, и чем больше ты производишь отходов, тем дороже платишь. Поэтому правильно, что превышение лимитов тарифицируется в пятикратном размере. Другое дело, что для офисного предприятия, если у него образуются отходы низкого класса опасности, процедура должна быть намного проще и дешевле.

А вываливание мусора в ближайший лес - это просто желание сэкономить. Таким предприятиям наплевать, что они вредят окружающей среде. За этим должны следить многочисленные службы, но я знаю, что им пока не хватает ресурсов. Надеюсь, это временно, и через несколько лет вопросы экологии выйдут на первый план. Источник:
Российская газета




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: