Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиВызовы XXI века поставили перед Россией сложную задачу перевода ее экономики на инновационный путь развития, решение которой во многом будет зависеть от качества профессиональных кадров и уровня их социализации. Поэтому к образованию как общество, так и государство сегодня предъявляют совершенно иные, более высокие требования.
Радикально изменилось отношение общества к образованию. Руководством страны в последнее десятилетие уделяется исключительное внимание проблемам отечественной системы образования. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке отечественной системы образования, ярким примером чего может служить национальный приоритетный проект «Образование».Однако анализ состояния дел в системе образования показал, что при целенаправленной и активной работе государства по модернизации российского образования институты гражданского общества, по существу, стояли в стороне от этой чрезвычайно значимой работы. Немногочисленные разрозненные общественные организации не вели системной работы по участию в делах образования, были разобщены, фактически не влияли на положение дел в образовании, а порой занимали деструктивную позицию.
В стране отсутствовала серьезная общественная организация, способная объединить на своей платформе здоровые силы гражданского общества для конструктивной работы в сфере образования.Поэтому во втором полугодии 2006 года по инициативе пяти депутатов Государственной думы четвертого созыва, членов ВПП «Единая Россия», с целью объединения общественности, заинтересованной в результатах деятельности отечественной системы образования, началасьорганизационная работа по созданию Всероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).
Проведенные организационные мероприятия по созданию ВПС позволили уже 17 ноября 2006 года в Колонном зале Дома союзов провести Учредительный съезд ВПС.Главной целью ВПС является объединение и координация действий представителей различных профессиональных и социальных групп, институтов гражданского общества для организации конструктивного диалога между образовательным сообществом, работодателями, родителями и органами власти для создания условий, способствующих усилению общественного влияния на обеспечение высокого качества отечественного образования и реализацию конституционных прав граждан РФ в области образования.Вся деятельность ВПС носит открытый, демократический, конструктивный характер в первую очередь за счет систематического проведения общеорганизационных мероприятий ВПС с широким участием представителей всех региональных отделений ВПС. Так, за истекшие два года было проведено три съезда и десять пленумов ВПС.
А 31 октября с.г. в Москве, в Интеллектуальном центре МГУ состоялся четвертый съезд Всероссийского педагогического собрания, участие в работе которого приняли более 500 делегатов со всех регионов страны, в том числе и делегация из РСО-А, в состав которой вошли: заслуженный учитель РФ, директор гимназии №5 г. Владикавказ Юлий Белогуров, а также учителя гимназии №45 Заагашвили и Томаева и учитель начальных классов сош №33 Павлова. На пленарном заседании съезда рассматривались вопросы перспектив развития образования и задачи на новый учебный год в плане модернизации российского образования. В числе выступавших известных деятелей науки, политики и общественности были также ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий и Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. И на этом же съезде за выдающийся вклад в развитие российского образования вручались медали «Народное признание педагогического труда» наиболее достойным педагогам, в число которых (а их было всего 20), и это особенно приятно, попал наш земляк директор гимназии №5 Юлий Белогуров.
- Юлий Анатольевич, каково это – быть одним их самых лучших педагогов России, и как вообще проходил съезд?
- Было особенно приятно получить эту высокую награду из рук ректора МГУ академика Садовничего, который сперва сам был награжден ею, а потом вручил медаль и мне. Работа же съезда проходила очень интересно. Состоялся конструктивный обмен мнениями по проблемам образования с представителями других делегаций. В принципе, мы все вернулись, окрыленные перспективами нашего образования и повышения статуса учителя, а также той работой, которая уже ведется в этом направлении. В частности, в Москве молодые специалисты стали получать намного больше старых, маститых педагогов. А ректор МГУ и Епископ Феофан подчеркивали, что, модернизируя нашу школу, не следует забывать о тех хороших традициях, которые всегда были присущи российской, советской системе образования.
- Скажите, каким видится облик современной модели образования?
- К примеру, в системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках котороговведены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с финансовым обеспечением выполнения задания в размере, не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания;образовательные учреждения всех уровней образования финансируются на основе нормативно-подушевого принципа;действует гибкая система формирования заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень, сопоставимый с уровнем зарплаты в экономике, и стимулирующая качество работы;действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
- А коснутся ли изменения принципов управления в системе образования?
- Безусловно. Общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном ирегиональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, в том числе путем размещения на собственном сайте в сети Интернет: об образовательных программах и оценке их реализации, персональном составе преподавателей и их квалификации, бюджете учреждения, материально-технической базе, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых. По мере установления «эффективного контракта» с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления. Сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.
- Шла ли речь об использовании международного опыта?
- Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с мировой: регулярное участие в международных, сопоставительных исследованиях, анализ и активное использование лучших мировых разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских преподавателей и ученых в университетах-партнерах за рубежом.
- Пару слов об образовательных ресурсах, если можно.
- На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотекцифровых образовательных ресурсов на основе российских разработок и локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить подлинную вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.
- А что касается новых технологий?
- К 2015 году все образовательные учреждения будут обеспечены компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением, необходимыми для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. При этом образовательные учреждения будут иметь выход в Интернет, имеющий качественные характеристики, отвечающие современным требованиям. Таким образом будет осуществлен переход от внедрения к постоянному обновлению ИКТ и обеспечивающей их использование инфраструктуры.Обновление используемых в образовательном процессе ИКТ позволит обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это приведет к необходимости постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя, его роли в организации и повышении эффективности самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Данная задача будет решена уже в среднесрочной перспективе.Особую роль развитие ИКТ сыграет в плане доступности качественного образования для обучающихся с особыми нуждами.Соответствующая система сервисов, образовательных ресурсов будет создаваться в том числе, исходя из потребностей широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и прочих граждан, нуждающихся в специальной образовательной поддержке.
- Видимо, преобразования не обойдут стороной и кадровую политику в образовании?
- В 2010-2020 годах в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных мотивационных инструментов и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса. Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы и системы переподготовки и повышения квалификации кадров.
Мурат Макиев