Стать автором
Обратная связь
17.11.2008

Облик современной модели образования

Вызовы XXI века поставили перед Россией сложную задачу перевода ее экономики на инновационный путь развития, решение которой во многом будет зависеть от качества профессиональных кадров и уровня их социализации. Поэтому к образованию как общество, так и государство сегодня предъявляют совершенно иные, более высокие требования.

Радикально изменилось отношение общества к образованию. Руководством страны в последнее десятилетие уделяется исключительное внимание проблемам отечественной системы образования. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке отечественной системы образования, ярким примером чего может служить национальный приоритетный проект «Образование».Однако анализ состояния дел в системе образования показал, что при целенаправленной и активной работе государства по модернизации российского образования институты гражданского общества, по существу, стояли в стороне от этой чрезвычайно значимой работы. Немногочисленные разрозненные общественные организации не вели системной работы по участию в делах образования, были разобщены, фактически не влияли на положение дел в образовании, а порой занимали деструктивную позицию.

В стране отсутствовала серьезная общественная организация, способная объединить на своей платформе здоровые силы гражданского общества для конструктивной работы в сфере образования.Поэтому во втором полугодии 2006 года по инициативе пяти депутатов Государственной думы четвертого созыва, членов ВПП «Единая Россия», с целью объединения общественности, заинтересованной в результатах деятельности отечественной системы образования, началасьорганизационная работа по созданию Всероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).

Проведенные организационные мероприятия по созданию ВПС позволили уже 17 ноября 2006 года в Колонном зале Дома союзов провести Учредительный съезд ВПС.Главной целью ВПС является объединение и координация действий представителей различных профессиональных и социальных групп, институтов гражданского общества для организации конструктивного диалога между образовательным сообществом, работодателями, родителями и органами власти для создания условий, способствующих усилению общественного влияния на обеспечение высокого качества отечественного образования и реализацию конституционных прав граждан РФ в области образования.Вся деятельность ВПС носит открытый, демократический, конструктивный характер в первую очередь за счет систематического проведения общеорганизационных мероприятий ВПС с широким участием представителей всех региональных отделений ВПС. Так, за истекшие два года было проведено три съезда и десять пленумов ВПС.

А 31 октября с.г. в Москве, в Интеллектуальном центре МГУ состоялся четвертый съезд Всероссийского педагогического собрания, участие в работе которого приняли более 500 делегатов со всех регионов страны, в том числе и делегация из РСО-А, в состав которой вошли: заслуженный учитель РФ, директор гимназии №5 г. Владикавказ Юлий Белогуров, а также учителя гимназии №45 Заагашвили и Томаева и учитель начальных классов сош №33 Павлова. На пленарном заседании съезда рассматривались вопросы перспектив развития образования и задачи на новый учебный год в плане модернизации российского образования. В числе выступавших известных деятелей науки, политики и общественности были также ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий и Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. И на этом же съезде за выдающийся вклад в развитие российского образования вручались медали «Народное признание педагогического труда» наиболее достойным педагогам, в число которых (а их было всего 20), и это особенно приятно, попал наш земляк директор гимназии №5 Юлий Белогуров.

- Юлий Анатольевич, каково это – быть одним их самых лучших педагогов России, и как вообще проходил съезд?
- Было особенно приятно получить эту высокую награду из рук ректора МГУ академика Садовничего, который сперва сам был награжден ею, а потом вручил медаль и мне. Работа же съезда проходила очень интересно. Состоялся конструктивный обмен мнениями по проблемам образования с представителями других делегаций. В принципе, мы все вернулись, окрыленные перспективами нашего образования и повышения статуса учителя, а также той работой, которая уже ведется в этом направлении. В частности, в Москве молодые специалисты стали получать намного больше старых, маститых педагогов. А ректор МГУ и Епископ Феофан подчеркивали, что, модернизируя нашу школу, не следует забывать о тех хороших традициях, которые всегда были присущи российской, советской системе образования.

- Скажите, каким видится облик современной модели образования?

- К примеру, в системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках котороговведены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с финансовым обеспечением выполнения задания в размере, не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания;образовательные учреждения всех уровней образования финансируются на основе нормативно-подушевого принципа;действует гибкая система формирования заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень, сопоставимый с уровнем зарплаты в экономике, и стимулирующая качество работы;действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

- А коснутся ли изменения принципов управления в системе образования?

- Безусловно. Общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном ирегиональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, в том числе путем размещения на собственном сайте в сети Интернет: об образовательных программах и оценке их реализации, персональном составе преподавателей и их квалификации, бюджете учреждения, материально-технической базе, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых. По мере установления «эффективного контракта» с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления. Сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.

- Шла ли речь об использовании международного опыта?

- Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с мировой: регулярное участие в международных, сопоставительных исследованиях, анализ и активное использование лучших мировых разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских преподавателей и ученых в университетах-партнерах за рубежом.

- Пару слов об образовательных ресурсах, если можно.

- На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотекцифровых образовательных ресурсов на основе российских разработок и локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить подлинную вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

- А что касается новых технологий?

- К 2015 году все образовательные учреждения будут обеспечены компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением, необходимыми для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. При этом образовательные учреждения будут иметь выход в Интернет, имеющий качественные характеристики, отвечающие современным требованиям. Таким образом будет осуществлен переход от внедрения к постоянному обновлению ИКТ и обеспечивающей их использование инфраструктуры.Обновление используемых в образовательном процессе ИКТ позволит обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы. Одновременно это приведет к необходимости постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя, его роли в организации и повышении эффективности самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Данная задача будет решена уже в среднесрочной перспективе.Особую роль развитие ИКТ сыграет в плане доступности качественного образования для обучающихся с особыми нуждами.Соответствующая система сервисов, образовательных ресурсов будет создаваться в том числе, исходя из потребностей широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и прочих граждан, нуждающихся в специальной образовательной поддержке.

- Видимо, преобразования не обойдут стороной и кадровую политику в образовании?

- В 2010-2020 годах в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных мотивационных инструментов и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса. Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы и системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Мурат Макиев

Источник:
Первое Осетинское Радио




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: