Стать автором
Обратная связь
20.08.2008

Членство России в ВТО: время подумать о последствиях

Двери Всемирной торговой организации (ВТО) до сих пор остаются закрытыми для России, несмотря на то что переговоры о вступлении идут уже 14 лет. Процесс явно затянулся, если учесть, что Грузии, например, это удалось сделать еще в 2000 году. И все эти годы в России не утихает горячая дискуссия о пользе такого шага.

Если вспомнить в самых общих чертах основополагающие принципы и правила ВТО, то это — взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, регулирование ее преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 97 процентов всей мировой торговли товарами и услугами.

Отсюда вытекают и преимущества от членства в ВТО, которые для России можно суммировать следующим образом:
● получение недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
● доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
● создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;
● расширение возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО;
● создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
● участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
● улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Однако это – теория, которая всегда более привлекательна, чем практика. С практической же точки зрения проблему можно коротко сформулировать следующим образом: Россия слишком слаба экономически, чтобы получить от вступления в ВТО одни только преимущества, и соотношение плюсов и минусов этого шага будет зависеть от того, на каких условиях он будет сделан.

Следует сразу заметить, что, хотя некоторые политики и эксперты еще продолжают вести дискуссии на тему “Вступать или не вступать России в ВТО?”, такая постановка вопроса давно перестала быть актуальной. Политическое решение о вступлении в ВТО уже принято. Поэтому апеллирование к общественности под лозунгами типа “Мы абсолютно не готовы к вступлению в ВТО”, которые используют политики и партии, теснящиеся на платформе “патриотизма”, абсолютно бесперспективно.

Почему такое решение принято — понятно. Какая бы политическая погода ни наступала в России, взятый еще при Президенте Ельцине курс на вхождение в основные глобальные институты остается неизменным. Достаточно вспомнить известное заявление В. Путина, сделанное в октябре 2001 года, о том, что “мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО, и это решение будет реализовано”.

Хотелось бы сослаться еще на одно, более позднее высказывание В. Путина. В ходе интернет-конференции 6 июля 2006 года он заявил: “Современная ВТО способствует развитию мировой торговли. Это некий сертификат качества, который создает благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс”.

Как считают во властных структурах России, никакое выстраивание торгово-экономических отношений с Китаем, Индией или даже Бразилией нельзя рассматривать как альтернативу такой линии. Если несколько месяцев назад, до разрешения “проблемы” выборов Президента в России, еще были какие-то сомнения, то сейчас можно говорить о полной преемственности политического и экономического курса страны, который, судя по всему, распространится и за пределы только что начавшегося четырехлетнего президентского срока.

Вместе с тем переговоры о вступлении России в ВТО начаты так давно (процесс присоединения РФ к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, из которого “вышло” ВТО, был начат в 1992 году), что пора было бы уже российскому политическому классу и тем, кто принимает решения, взвесив все “за” и “против”, начать готовить нашу страну к вступлению в эту организацию. Этого, к сожалению, не происходит.

 
Проблема членства России в ВТО большей частью решается обществом не в рационально-экономической, а в политической плоскости и потому до сих пор является предметом жарких политических дебатов. Однако благодаря достигнутой в “эпоху Путина” высокой степени концентрации принятия решений по управлению страной можно с уверенностью сказать, что наше вступление в ВТО, несмотря ни на что, рано или поздно состоится.

При этом, если бы решения такого рода в нашей стране удалось перевести из “эмоциональной” в “рациональную” плоскость, сегодня в обществе было бы куда меньше и алармистских настроений, и завышенных ожиданий. Многие помнят, сколько писалось в отношении того, что после вступления России в так называемые Парижский и Лондонский клубы кредиторов к нам хлынет поток возвращаемых разными странами “советских” долгов. Этого, однако, не произошло. Рациональный подход в отношении ВТО в том и состоит, чтобы первоочередными факторами в этом процессе стали продуманность и осознанность нашего вступления.

Приходится с сожалением констатировать отсутствие адекватного механизма координации интересов различных отраслей российского хозяйства в тот момент, когда Россия уже фактически находится на пороге вступления в ВТО. Безусловно, кое-что делается в этом направлении, в частности, Торгово-промышленной палатой или Российским союзом промышленников и предпринимателей. Но сам негосударственный статус этих объединений не позволяет им выступать в качестве “головных” координаторов.

Такой “сбор” различных предложений и учет интересов отраслей российского хозяйства на государственном уровне должно прежде всего осуществлять Министерство экономического развития. Однако, в лучших традициях российской бюрократической практики, на первый план выступают узковедомственные интересы, которые в данном случае состоят в том, чтобы как можно скорее рапортовать о завершении переговоров о вступлении в ВТО. На протяжении последних нескольких лет хотя бы раз в год кто-то из официальных лиц (обычно это был бывший министр Герман Греф) заявлял о вступлении в ВТО в ближайшие несколько месяцев.

И каждый раз на пути вступления вставали форс-мажорные обстоятельства в лице тех или иных государств – членов ВТО (в этой организации решения о приеме новых членов принимаются консенсусом), которые, преследуя собственные эгоистические цели, не давали “добро” на прием в организацию России. Сначала Москва долго ждала согласия из Вашингтона, где традиционно недовольны уровнем развития в нашей стране демократии. Затем на уровне высокопоставленных чиновников ЕС делались попытки, в частности, увязать с переговорным процессом по присоединению РФ к ВТО вопрос о снятии запрета на поставку в Россию мяса из Польши. Теперь настала очередь Грузии, которая обещает блокировать переговоры до тех пор, пока не сможет установить контроль на пунктах пропуска на абхазском и югоосетинском участках границы с Россией. Кроме того, Грузия требует отменить решение России об экономическом сближении с Абхазией и Южной Осетией. Уже из-за этого прогресс на этих переговорах маловероятен.

Однако президент Грузии М. Саакашвили намерен использовать ВТО и в долгосрочном плане, в качестве средства заставить Москву соблюдать двусторонние договоры, подписанные в 1994 году. Напомним, что одним из базовых межправительственных соглашений в области российско-грузинского торгово-экономического сотрудничества является Соглашение о свободной торговле от 3 февраля 1994 года, в соответствии с которым экспорт и импорт товаров между двумя государствами не облагаются таможенными пошлинами, за исключением отдельных видов алкогольной продукции, табачных изделий и белого сахара. Однако в целях защиты своих потребителей Россия ввела запрет на ввоз из Грузии растительной продукции (с 19 декабря 2005 года), вина и виноматериалов (с 27 марта 2006 года) и минеральной воды (с 7 мая 2006 года), что привело к падению двустороннего товарооборота. По данным Минэкономразвития, товарооборот между Россией и Грузией составил в 2007 году всего 647,1 млн долл., в том числе российский экспорт — 586 млн долл. Импорт же сократился на 13,7 процента и составил всего 61,1 млн долл.

Наконец, намеки на возможность будущих осложнений для России на этом направлении делаются также со стороны новоиспеченного члена ВТО — Украины (16 мая 2008 года вступил в силу ратифицированный Верховной радой Протокол о присоединении Украины к Марракешскому Соглашению о создании ВТО, и Украина стала полноправным 152-м членом этой организации). Тем более что Украина уже вошла в состав рабочей группы по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

У украинской стороны есть несколько претензий к российской стороне по таким товарам, как сахар, табак, трубы большого диаметра, на которые действуют ограничения на российском рынке. Судя по всему, Украина хочет вынести эти вопросы на переговоры по присоединению России к ВТО. Очевидно, это может как-то затянуть переговорный процесс, в зависимости от того, каким образом Украина сформулирует свои запросы.

Остается добавить, что на сегодняшний день Еврокомиссия считает основной проблемой, которая мешает присоединению России к Всемирной торговой организации, высокие экспортные пошлины на лес, которые между тем уже принесли России экономический эффект. Так, именно эти меры оказали решающее влияние на решение японской торгово-инвестиционной корпорации Sumitomo Corp вложить 18 млрд иен (175 млн долл.) в строительство лесоперерабатывающего завода в Приморье. В связи с этим вопросом заблокировать процесс вступления России в ВТО может прежде всего Финляндия, хотя не исключено, что Хельсинки пересмотрит свою позицию и будет также наращивать инвестиции в лесной сектор РФ.

Таким образом, процесс присоединения России к ВТО идет непросто, что, вообще говоря, не является большой неожиданностью, хотя бы с учетом опыта других стран с постсоциалистической экономикой. Например, для вступления в ВТО власти Украины пошли на очень серьезные уступки, поставив под удар многие отрасли национальной экономики. Так, с первых дней своего пребывания в рядах этой организации Украина рискует подвергнуться санкциям за невыполнение обязательств перед ВТО в сфере стандартизации продукции. Ситуация, сложившаяся в этой сфере, характерна и для других направлений реформирования украинской экономики, где изменения также носили поверхностный характер. В результате начальный этап членства Украины в ВТО и ее первый опыт в рамках этой организации могут значительно девальвировать для властей Украины значение такого шага, как вступление в ЕС.

Именно опыт Украины, прежде всего отрицательный, должен быть основательно изучен и проанализирован в России. Присоединение к ВТО поставит российскую экономику на одну доску с сильнейшими экономиками мира. Конечно, российские корпорации получат “недискриминационный доступ” на рынки других стран и смогут достаточно эффективно, с использованием всего массива европейской юрисдикции отстаивать свои права, в частности добиваясь отмены более чем 120 затеянных за рубежом против наших компаний антидемпинговых процедур.

Но в то же время необходимо учитывать, что после вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации, что усилит конкуренцию во всех отраслях экономики и приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим можно ожидать значительного падения рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижения их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу.

Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России.
В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз выше, чем в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5—10 процентов.

Но все же не следует ни драматизировать последствия вступления России в ВТО, ни чрезмерно превозносить ценность этой организации. Оценки профессионалов, в частности из Торгово-промышленной палаты РФ, показывают “мозаичность” последствий вступления в ВТО для России — на отдельных направлениях в результате конкуренции российский потребитель окажется в выигрыше.

Следует трезво смотреть на вещи и отдавать себе отчет, что ни одна страна ВТО из 152 ее членов еще не поправила резко свои дела после вступления в это объединение. Тем не менее данная организация уже стала неотъемлемой частью стремления стран к более эффективному регулированию торгово-экономических отношений, таким образом превратившись в своего рода “осознанную необходимость” современных рыночных условий.

При этом у России остается единственный рациональный вариант поведения — с толком использовать опыт других стран и образовавшуюся в силу политической конъюнктуры задержку. Это время надо употребить на то, чтобы серьезно подготовиться к членству в ВТО. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. В конце мая премьер-министр В. Путин на заседании Президиума Правительства поручил первому вице-премьеру В. Зубкову и главе Минсельхоза А. Гордееву подготовить список мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей в рамках переговоров по ВТО. Но если вступление в ВТО действительно состоится в недалеком будущем, а некоторые официальные лица говорят о конце 2008 — начале 2009 года, то Правительству явно следует поторопиться. На сегодняшний день не решено множество вопросов.

Необходимо хотя бы задуматься о срочной подготовке кадров — тех, кто сможет на равных отстаивать интересы России перед лицом “еврочиновников”. За эти годы экспертное сообщество достаточно подробно проработало проблематику ВТО, но, как это часто бывает в России, чувствуется дефицит “оргресурса” для того, чтобы претворить в жизнь наиболее дельные из внесенных предложений. В частности, перед Российским государством, как представляется, стоит не терпящая отлагательств важнейшая социально-экономическая задача — поиск финансово-экономических механизмов для того, чтобы использовать в нужном направлении деньги, которые были выручены за последние годы в нефтегазовом секторе.

Вступление страны в ВТО в любом случае будет означать перестройку российской экономики. Масштабность этого процесса предполагает и необходимость принятия эффективных решений государственного уровня.

Институт стратегических оценок и анализа — специально для “РФ сегодня”

Источник:
www.russia-today.ru




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: