Стать автором
Обратная связь
02.12.2016

Продвижение молока в продажу добавляет к его цене 100%, Счётная палата

Продвижение молока от производителя в продажу добавляет к его стоимости более 100%. Об этом говорится в сообщении Счётной палаты по результатам анализа эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия осуществлён анализ текущего состояния молочной отрасли с учётом достаточности нормативно-правового регулирования и мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение в данной сфере. В частности, было проанализировано исполнение основных показателей, предусмотренных госпрограммой развития сельского хозяйства.

Как было отмечено на коллегии, благодаря мерам господдержки, в 2015 году и истекшем периоде 2016 года аграрный сектор в целом характеризовался ростом объёмов производства продукции сельского хозяйства (на 3% и 3.4%, соответственно). В основном это произошло за счёт хорошего урожая зерновых и роста производства свинины и мяса птицы. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности РФ в растениеводстве практически полностью превышены.

По итогам 2015 года 6 регионов увеличили производство молока более чем на 5%: Республика Ингушетия (на 11.5%), Калужская область (на 11.2%), Калининградская область (на 8.8%), Кировская область (на 6.8%), Тульская область (на 6%), Вологодская область (на 5.6%). В пяти регионах на 5% и более увеличилось поголовье коров (Брянская, Калужская и Калининградская области, Республики Ингушетия и Хакасия). Наибольший прирост молочной продуктивности коров (более чем на 5%) смогли обеспечить 22 региона, в том числе Архангельская, Брянская, Вологодская, Калужская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Тульская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Мордовия, Удмуртская Республика, и ряд других.

Как показывают результаты проведенного в рамках проверки опроса населения, россияне в целом удовлетворены качеством молочной продукцией: 33% респондентов оценили качество молока, реализуемого в своем регионе, как хорошее, 7.6% - отличное, 37% - удовлетворительное. Лишь 22% опрошенных не удовлетворены качеством.

В то же время, несмотря на отмеченные позитивные достижения, сектор молочного производства пока остаётся проблемным. Уровень самообеспеченности молоком за счёт собственного производства в 2015 году составил 81.2% при пороговом значении, определённом Доктриной продовольственной безопасности РФ, - 90%.

По данным Росстата, в 2015 году в стране было произведено 30.796 млн т молока. Исходя из установленных Минздравом норм потребления, уровень производства должен составлять порядка 47 млн т. Несмотря на то, что с 2013 года производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось к началу 2016 года на 268.1 тыс. т (+ 0.9%), этот прирост существенно меньше имеющегося уровня погрешности статистического учёта производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) (на уровне 5%). Так, только по ЛПХ эта погрешность может быть более 0.5 млн т.

На господдержку молочной отрасли в 2014 году федеральным законом о бюджете предусмотрено 54 млрд руб., сводной бюджетной росписью - 76.8 млрд руб., кассовое исполнение составило 75.8 млрд руб. (98.76%). В 2015 году законом о бюджете предусмотрено 56.7 млрд руб., сводной бюджетной росписью - 69.8 млрд руб., кассовое исполнение составило 64,6 млрд руб. (92.5%). В 2016 году в бюджете предусмотрено 77.2 млрд руб., сводной бюджетной росписью на 1 октября 2016 года - 75.9 млрд руб., кассовое исполнение за 9 месяцев 2016 года - 57.9 млрд руб. (76.35%).

При этом в 2016 году отмечается значительный рост объёма господдержки молочной отрасли по отдельным мероприятиям госпрограммы. Так, объем субсидий на 1 кг молока увеличился в 1.6 раза по сравнению с 2015 годом, на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) - в 15 раз.

На фоне увеличения объёма субсидий, выделяемых из федерального бюджета, объёмы молока, производимого сельскохозяйственными организациями и КФХ, в 2015 году были снижены в 26 регионах из 80.

Одной из мер господдержки является субсидирование 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. В среднем размер субсидии за счёт софинансирования из федерального бюджета составляет около одного рубля на 1 кг молока. При увеличении размера субсидий из региональных бюджетов достигает 3-х руб. на 1 кг реализованного молока (например, в Свердловской области). В текущих условиях удельный вес этой поддержки в себестоимости производства молока (около 20 руб. за кг) составляет не более 5%, в цене реализации не более 4%.

При этом регионы не обеспечивают уровень софинансирования своих расходных обязательств. Как показало сопоставление фактических расходов 2015 года и прогнозных расходов 2016 года (по соглашениям), уровень софинансирования снизился с 41.9% до 28.4%, то есть один рубль федерального бюджета софинансировал в 2015 году 0.72 руб. регионального бюджета, в 2016 году - 0.4 руб. Это свидетельствует об имеющихся проблемах в отдельных регионах при исполнении ими принятых обязательства по финансированию мероприятий, направленных на развитие молочной отрасли, и слабой реализации механизма финансовой ответственности регионов и их руководителей за недостижение показателей результативности, подчеркивает контрольное ведомство.

По итогам 2015 года 37 регионов не достигли планового значения показателя результативности по использованию субсидии на 1 кг реализованного молока.

В 2015 году в целях ускоренного импортозамещения в молочной отрасли распоряжением Минсельхоза отобрано 166 инвестиционных проектов по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, которые реализуются в 44 регионах. Объем привлеченных кредитных средств по инвестиционным проектам составил 24.3 млрд руб. По расчетам Минсельхоза, реализация указанных инвестпроектов должна была обеспечить прирост мощностей по производству и переработке молока в 2015-2016 годах на 291.1 тыс. т.

При этом проведённый анализ показал, что ряд отобранных инвестпроектов не предполагает значительного прироста молока. Так, при одном реализуемом в Ростовской области проекте прирост составит 0.03 тыс. т, при трёх реализуемых проектах в Краснодарском крае - 0.42 тыс. т. При таком увеличении производства молока достижение положительного эффекта в рамках ускоренного импортозамещения представляется затруднительным.

Согласно предоставленным регионами данным, из 166 проектов реализовано 64 проекта (38.5% к плану); 14 проектов находятся в стадии реализации, 10 проектов планируется исполнить в 2016 году. О реализации 78 инвестпроектов Минсельхоз информацией не располагает.

Также в 2015 году в полной мере не заработал механизм возмещения прямых понесённых затрат на строительство и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Несмотря на принятую в середине 2015 года нормативную правовую базу, отбор 7 инвестпроектов из-за длительных процедур согласования с регионами был осуществлен Минсельхозом только в конце года. Кассовое исполнение составило 88.9%. При этом в случае реализации эти проекты способны дать 50.4 тыс. т молока.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия также был проведен анализ формирования розничной цены молока, который показал, что продвижение молока-сырья по цепочке "производитель - переработчик - торговая сеть" добавляет к его стоимости более 100%. Так, в 2015 году средняя выручка производителя сырого молока, получающего господдержку, составила около 21 руб./литр, при этом розничная цена молока (2.5-3.2% жирности) в среднем составила 47 руб./литр.

При этом отмечается снижение качества производимой продукции в связи с заменой недобросовестными производителями в целях экономической выгоды животных жиров на растительные. Только за первое полугодие 2016 года. Роспотребнадзором выявлено 214 случаев фальсификации сливочного масла, молока питьевого - 44, сыров - 37, сметаны - 27, творога - 42, мороженного - 4. По результатам лабораторных исследований учреждений, подведомственных Россельхознадзору, за период с 1 января 2016 года по 5 августа 2016 года были отобраны пробы 7879 партий молочной продукции в 84 регионах РФ, из которых 1973 (25%) признаны несоответствующими требованиям по показателям качества.

Отдельное внимание на коллегии было уделено недостаткам нормативно-правового регулирования в области предоставления мер государственной поддержки молочной отрасли.

В частности, Счётная палата обратила внимание на несоответствие правил предоставления субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в соответствии с которыми субсидии предоставляются в зависимости от сортности молока (по ГОСТ), требованиям вступившего в силу с 1 января 2016 года технического регламента Таможенного союза, согласно которому характеристика молока определяется по физико-химическим и микробиологическим показателям (жирность, белок, сухой обезжиренный молочный остаток, молочнокислые микроорганизмы).

Не соответствуют техрегламенту и утвержденные Минсельхозом Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (КРС). Так, согласно этим правилам, молоко от инфицированных лейкозом коров и коров оздоравливаемого стада разрешено сдавать на молокоперерабатывающий завод или использовать внутри хозяйства после пастеризации. Однако в соответствии с приложением техрегламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" к обращению допускается только сырое молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев. При этом в России отсутствует единый реестр сельскохозяйственных организаций неблагополучных и свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев, а также не имеется информации о зараженном поголовье в хозяйствах населения.

Источник:
AK&M




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: