Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиПроизводство сельскохозяйственной техники, включая тракторы, имеют большой потенциал для роста в ближайшие годы, что связано с развитием сельского хозяйства в России и перспективами экспорта. Об этом сообщил президент Российской Ассоциации производителей сельхозтехники ("Росагромаш") Константин Бабкин.
"Источников для оптимизма у производителей несколько. Во-первых, сейчас только 10% из производимой в стране сельхозтехники идет на экспорт, а можно довести до 50%. Второй номер по порядку и первый по значению - это надежды на развитие сельского хозяйства. И третье - надо увеличивать продуктивность и урожайность в сельском хозяйстве", - отметил Бабкин.
В части экспорта, по его словам, только за последнюю неделю интерес к российской технике проявили делегации из Ирана, Киргизии и Болгарии. Самый большой интерес представляют зерноуборочные комбайны, в производстве которых российские предприятия достигли высокого уровня конкурентоспособности.
В 2016 году впервые российское производство стало преобладать на рынке сельхозмашин в стране: из 128 млрд руб. общего объема рынка только 46% импорта, а 54% - отечественная продукция. Во многом это объясняется федеральной программой субсидирования покупки отечественных машин в размере 25% стоимости.
"Программа второй год приводит к росту продаж и обновлению техники на 30-35% в год. На следующий год пока есть поручение проработать выделение денег, но решение как факт еще не состоялось", - сказал Бабкин, отметив, что для обновления необходимо ежегодно выделять 15-20 млрд руб. Причем госпомощь должна быть постоянной и прогнозируемой. "Пока политика не носит устойчивого характера и мы не знаем, будет ли программа субсидирования работать в следующем году", - добавил он.
Для развития сельского хозяйства эксперт считает необходимым вернуть в оборот неиспользуемые 40 млн гектаров земли (это треть всех угодий в стране), а урожайность повысить с нынешних 24 до 35 центнеров с гектара, на что, по расчетам ученых, потребуется 3-5 лет. Все это позволит увеличить производство российской сельхозтехники с 91 млрд руб. (оценка рынка в 2016 году) до 245 млрд в 2020 году.
По мнению Бабкина, производители сельхозтехники позитивно оценивают перспективы развития сельского хозяйства, инвестируют в свое производство. Но главное - это постоянство госпрограмм по поддержке данного сектора, чтобы создавать равные конкурентные условия в сравнении с иностранными производителями, получающими большую финансовую поддержку.
В настоящее время производители и покупатели сельхозмашин получают поддержку федеральных и региональных властей, что приводит к положительным результатам.
В качестве позитивного примера обновления парка можно привести данные Томской области, где аграрии приобрели в январе - сентябре 2016 года техники на сумму свыше 500 млн руб. - это на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом поставки льготного оборудования увеличились на 40%. В 2016 году в регионе приобретено 188 единиц техники, в том числе 9 энергонасыщенных тракторов, 14 посевных комплексов, 19 зерноуборочных и 5 кормоуборочных комбайнов. При этом 143 из них на сумму 408 млн рублей приобретены с участием субсидии по федеральной программе № 1432. Всего за последние три года по действующей программе закуплено 276 машин.
Так, в регионе появился первый транспортер-погрузчик для уборки капусты отечественного производства стоимостью около 400 тыс. руб., который позволяет сократить трудозатраты, сроки уборки, а также повысить сохранность урожая при сборке.
Фермеры Бурятии в текущем году получили 24 млн руб. в виде 50-процентной компенсации стоимости приобретенной техники. "В 2016 году сельхозпроизводители республики приобрели 53 единицы сельхозтехники на сумму около 50 млн руб. Это современные зерноуборочные комбайны "Вектор- 410", "Полесье-GS1218", комплект оборудования для очистки семян зерновых культур, картофелесортировочный пункт, навигационное оборудование, дождевальные установки", - уточнили в региональном министерстве.
Господдержка на приобретение сельхозтехники и оборудования оказывается в Бурятии с 2009 года в рамках ведомственных программ по развитию мясного и молочного скотоводства. Кроме того, второй год действует подпрограмма технической и технологической модернизации и инновационного развития АПК. Всего за последние 8 лет в сфере АПК Бурятии приобретено техники и оборудования на общую сумму свыше 2 млрд рублей.
Аграрии Оренбургской области также имеют возможность приобретать сельхозтехнику со скидкой свыше 50%. В частности, фермеры, занимающиеся растениеводством и животноводством, получают скидку в 30% - до 1,5 млн рублей, а производители в области растениеводства - скидку в 15% - до 300 тыс. рублей. В 2016 году хозяйствами области запланировано приобретение 613 тракторов для сельскохозяйственных работ, куплено уже 367 единиц техники. За весь 2015 год было приобретено 334 трактора.
По словам Бабкина, в производстве сельхозмашин есть техника, которая полностью собрана из импортных комплектующих, есть полностью отечественные. Например, пользующиеся спросом комбайны на 15% импортные. "Задачи добиться 100% импортозамещения я не понимаю. Кооперация обязательно должна быть, мы выступаем за открытость России к проектам кооперации и приветствуем инвесторов", - отметил эксперт.
Директор по маркетингу ГК "Ростсельмаш" Прохор Дармов считает, что импортозамещение должно стать центральной линией промышленной политики страны. "Современная продукция российского машпрома уже достаточно успешно конкурирует с зарубежными аналогами. В последнее десятилетие уровень технологий отечественных предприятий и выпускаемой ими техники стал на порядок выше", - сказал представитель компании. При этом он добавил, что производство компонентов остается большой проблемой в России, на решение которой и направлена программа импортозамещения.
Примером местной кооперации может стать сотрудничество "Кировского завода" в Санкт-Петербурге и Алтайского шинного комбината, который на данный момент поставляет на завод 100% шин. При этом в Алтайском крае до конца года на своей площадке планируется собрать около 200 "Кировцев", сообщил корреспонденту ТАСС заместитель начальника регионального управления по промышленности и энергетике Владимир Локтюшов.
"Это наш вклад в тракторостроение России: завод в Санкт- Петербурге обеспечиваем на 100% поставками шин, потому что второго такого поставщика в России просто нет. К нам в регион привозят комплекты тракторов, и здесь в Алтайском крае мы собираем модификации уже с нашими двигателями - К744 - Р1,Р2,Р4. В регионе на эту технику 10% скидка, а суммарно с федеральной она составляет 40%. В планах на 2016 год на сборочном производстве собрать около 200 "Кировцев", - сказал Локтюшов. Также в регионе ведутся разработки тракторов для лесозаготовок - трелевочных на гусеничном ходу. "Я думаю, что через пару лет на рынок выйдет совершенно принципиально новая машина, разработку которой финансирует Минпромторг", - отметил Локтюшков.
Некоторые регионы ищут партнеров в других странах. Например, оренбургские аграрии будут закупать белорусские тракторы "Россельмаш" со значительными скидками: соответствующее соглашение заключено между Оренбургской областью и компанией на выставке "Золотая осень". "С 2017 года будет поставляться до 25 тракторов в регион, скидка составит 25% от стоимости с учетом государственных субсидий, и еще дополнительные 5%", - сказал ТАСС представитель министерства сельского хозяйства региона. На полях Оренбургской области в настоящее время работает более 7,7 тыс. белорусских тракторов - более 45% от всей сельхозтехники.
Власти Краснодарского края, тем временем, развивают сотрудничество с немецким инвестором - компанией "Клаас" (CLAAS), открывшей в регионе завод по производству сельхозтехники. В этом году Минпромторг РФ одобрил заключение специального инвестиционного контракта с CLAAS, согласно которому государство гарантирует компании федеральные преференции и неизменность условий ведения бизнеса. Компания, со своей стороны, взяла на себя обязательства увеличить уровень локализации и мощность завода в Краснодаре по производству зерноуборочных комбайнов и сопутствующего оборудования, вложив в него дополнительно 750 млн рублей.
По словам эксперта, главная проблема в сельхозтехнике - это трактора мощностью менее 170-180 л. с. и машины для переработки продуктов (оборудование для пекарен, зернообработки, молока и изготовления готовых продуктов). "Мы не производим в России тракторов меньше 170 л. с. - это достаточно большой рынок. У нас было порядка 10 тракторных заводов, сейчас этих заводов фактически нет, надо возрождать", - считает Бабкин.
По его мнению, проект Петербургского тракторного завода под рабочим названием "Кирюша" (трактор К-4 мощности 180 л. с.) может заместить, например, поставляемую ранее продукцию Харьковского тракторного завода. Как ранее рассказал гендиректор ОАО "Кировский завод" Георгий Семененко, в настоящее время ведутся переговоры с финансовыми структурами по финансированию проекта.
"Сейчас выпускаем опытно-промышленную партию этих машин. Завершить испытания планируем до конца этого - начала следующего года, чтобы начать производство с учетом испытаний", - сказал Семененко, отметив, что к реализации проекта планируют приступить в 2017 году. Он не уточнил, где именно разместится производство, отметив интерес многих регионов в крупном инвесторе. "Это миллиарды инвестиций, по сути, это второй тракторный завод по деньгам и количеству занятых, но точная стоимость будет зависеть от того, что будем производить сами, а что на стороне", - подчеркнул Семененко. Планируется, что мощность будущего предприятия составит не более 3,5 тыс. машин с учетом рынка СНГ.
Острую нехватку тракторов в сельском хозяйстве отметили и представители "Ростсельмаша". "На сегодняшний день обеспеченность аграриев современными тракторами широкого мощностного диапазона ниже нормы примерно в 4 раза. Однако основная проблема сейчас состоит в платежеспособном спросе, без которого работа любого предприятия экономически нецелесообразна", - рассказал Прохор Дармов.
Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, правительство РФ для поддержки предприятий сельхозмашиностроения выделит 1,5 млрд рублей в виде субсидий. "Предприятия сельхозмашиностроения сегодня несут дополнительные издержки; они связаны с транспортировкой продукции, работой над улучшением технических свойств и подтверждением соответствия международным стандартам", - отметил он. "Чтобы поддержать производителей сельхозтехники, мы выделяем из федерального бюджета 1,5 млрд рублей", - сказал Медведев. Выделяемые средства пойдут на расширение ассортимента выпускаемой продукции.
Источник: