Стать автором
Обратная связь
21.09.2016

Малый бизнес предлагает свою стратегию развития

Ленинградская область – единственный из субъектов Российской Федерации, где разрабатывается стратегия развития предпринимательства на дальнюю перспективу. Представители и эксперты Ленинградской областной ТПП приняли активное участие в организации и проведении форума малого и среднего бизнеса, на котором обсуждали практические аспекты стратегии.

Развитие малого бизнеса – фактор политики

Более 400 участников собрал форум малого и среднего бизнеса «Энергия возможностей. Стратегия успеха». Предприниматели, члены Ленинградской областной ТПП (ЛОТПП), руководители торгово-промышленной палаты, представители власти, общественных организаций, центров поддержки малого и среднего бизнеса, ученые и эксперты собрались, чтобы совместно найти ответ на вопрос, какой быть будущей стратегии развития предпринимательства в регионе до 2030 года. Проект документа представили участникам руководители национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ – Петербург).

Приветствуя участников форума, губернатор Александр Дрозденко подчеркнул, что стратегия должна стать рабочим инструментом. Говоря о роли малого и среднего бизнеса, глава региона отметил его первоочередное значение в создании рабочих мест, его перспективы в сотрудничестве с крупным бизнесом, в том числе в системе закупок. Он также напомнил о преимуществах, которые дает близость Санкт-Петербурга – большого рынка для продукции малых предприятий.

Губернатор также отметил, что процветание системы МСП означает социально-политическую стабильность. При этом он заявил, что, хотя в области насчитывается 61 тысяча субъектов МСП, этот сектор экономики пока не является значимым. «В Западной Европе малый бизнес дает 50-60% валового регионального продукта, а в нашей области – только 28%. Свыше 60% предприятий такого профиля заняты в торговле, а нам нужны новые небольшие фирмы в строительстве, производстве, ЖКХ. Хотелось бы, чтобы сегодняшний форум стал улицей с двусторонним движением, а разработчики бы услышали и приняли конкретные предложения от бизнеса», – заявил глава областной администрации.

О концепции стратегии развития МСП рассказали представители НИУ ВШЭ – Петербург.

В ходе обсуждения губернатор Ленинградской области подчеркнул, что представление начального варианта концепции было специально назначено на день ежегодного форума МСП. Это было сделано для того, чтобы разработчики стратегии получили возможность по горячим следам обсудить сделанные предложение непосредственно с представителями малого бизнеса. Сейчас нам нужны прогнозы, тренды, детальная проработка стратегии по каждому муниципальному образованию, сказал глава регионального правительства. «У ВШЭ есть три месяца на корректировку стратегии: мы изначально планировали принять концепцию в конце 2016 года», – добавил губернатор.

В ходе пленарного заседания организаторы запустили онлайн-голосование «Главные проблемы, сдерживающие развитие МСП». Участникам предлагалось выбрать один из четырех вариантов: административные барьеры, низкий спрос на продукцию малого бизнеса, нехватка денег, высокие налоги. «Все четыре мешают», – оживились коммерсанты, но в sms-голосовании победил «дефицит финансовых средств».

Практика – критерий истины

Комментируя ключевые вызовы, с которыми сталкиваются в области МСП, директор ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников сформулировал ряд проблем, которые предстоит решить предпринимателям на уровне политики своих компаний. Это встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости, аутсорсинг производственных процессов и участие в кластерных инициативах, внедрение нетехнологических инноваций, в первую очередь в сфере маркетинга. Эксперт также подчеркнул, что именно Ленинградская область может стать локомотивом внедрения лучших практик поддержки МСП.

Конкретные меры, которые предстоит осуществить как компаниям, так и региональным властям, предприниматели обсудили на шести дискуссионных площадках форума. В этом мозговом штурме были задействованы, с одной стороны, предприниматели, а с другой – эксперты, в качестве которых выступили руководители ЛОТПП, специалисты федеральной корпорации МСП, представители регионального правительства, сотрудники контрольно-надзорных органов, бизнес-тренеры.

Исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев принял участие в панельной сессии «Эффективное регулирование и административные барьеры». В дискуссиях активно участвовали старший вице-президент ЛОТПП Ирина Панченко, вице-президент Александра Садковская, начальник отдела внешнеэкономических связей ЛОТПП Лилия Аракелова.

Вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева выступила модератором панельной дискуссии под названием «Популяризация предпринимательской деятельности: кадры, имидж, обучение». Комментируя итоги беседы, Елена Дюкарева особо подчеркнула, что приоритетным направлением региональной политики в сфере МСП было выбрано поощрение молодежного предпринимательства. Кроме того, поддержку бизнесменов получило предложение максимально развивать практики обучения предпринимательству – буквально со школьной скамьи.

Участники дискуссии также много говорили о необходимости максимально задействовать человеческий потенциал региона, в том числе путем создания необходимых условий для трудовой адаптации инвалидов. Ленинградская область – единственный регион, в котором ведет работу мультицентр социальной и трудовой интеграции, осуществляющий обучение инвалидов доступным специальностям, с последующим трудоустройством на предприятия региона.

Большой бизнес готов помочь малому

Вице-президент ЛОТПП Дмитрий Прокофьев, совместно с председателем комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка правительства Ленобласти Светланой Нерушай провели деловую игру для предпринимателей «Торговля и услуги в малом, среднем бизнесе. Конкурентные стратегии и новые бизнес-модели».

В ходе этого мероприятия его участники задались вопросом, как возможно «помирить» малоформатную розничную торговлю с сетевым ретейлом. Не секрет, что МСП считает торговые сети не просто всесильным конкурентом, но чуть ли не классовым врагом. Один из участников деловой игры – начальник управления специальных проектов холдинга Х5 Retail (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Дмитрий Русаков опроверг эту ложную аксиому.

Сети не мешают развитию малого бизнеса, мелкооптовой торговли, заявил Д. Русаков. Наоборот, приход ретейла в любой населенный пункт создает новые точки притяжения покупателей. «Мы обеспечиваем население усредненным ассортиментом по усредненным ценам, а местная торговля продает локальные товары. Им лучше знать потребности своего рынка. Мы готовы помочь с решением проблем взаимодействия большого и малого бизнеса», – заявил представитель Х5 Retail.

Первым практическим шагом на этом пути должно будет стать формирование специальной образовательной программы для предпринимателей, сообщил вице-президент ЛОТПП Дмитрий Прокофьев. Торговые сети готовы научить малый бизнес правилам и стандартам своей работы, чтобы передать им необходимые компетенции и сделать в итоге своими партнерами. Детали такой программы представители ЛОТПП и Х5 договорились обсудить после форума.

Качество дискуссии обеспечило результат

Все модераторы круглых столов представили свои выводы и рекомендации на заключительном пленарном заседании. И предприниматели, и эксперты высоко оценили результат проделанной работы.

«Наш форум еще раз подтвердил, как важно работать с бизнесом в таком формате, – сказала на итоговом заседании Светлана Нерушай. – Нужно чаще задавать бизнесу такие вопросы: что мешает и что необходимо предпринимателям для работы и развития. Мы задали сегодня эти вопросы и получили интересные результаты, которые, безусловно, будут учтены при разработке стратегии».

«Опыт нашей работы доказывает, что инициативы, выдвигаемые на ежегодном форуме МСП, превращаются в реальные дела, – говорит Лилия Аракелова. – Так, в этом году было существенно дополнено внешнеэкономическое направление Палаты – на базе ЛОТПП начал работу Региональный интегрированный центр Ленинградской области (РИЦ ЛО) под патронатом консорциума EEN-Россия».

Исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев в своем комментарии журналистам отметил высокое качество дискуссии на форуме. А вице-губернатор Дмитрий Ялов, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, заявил, что результаты обсуждения во многом были неожиданны. Он предложил включить предпринимателей, участвовавших в работе дискуссионных площадок, в экспертный совет по разработке стратегии.

Мнение предпринимателей, участников дискуссии исключительно важно для нас, подчеркивает Евгений Бежин, директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург. Специалисты Высшей школы экономики готовы взаимодействовать с объединениями предпринимателей, для того чтобы обеспечить максимальное внимание к интересам МСП и предложить действительно эффективные механизмы его поддержки.

Источник:
ТПП-Информ




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: