Стать автором
Обратная связь
11.03.2016

Сколько в России безработных?

Одна из первопричин экономического коллапса в России - состояние сферы труда и занятости населения. Международный опыт свидетельствует, что ключевым фактором в восстановлении и ускорении экономического роста является создание новых высококачественных рабочих мест, с опорой на обеспечение полной продуктивной занятости и условий достойного труда. А что происходит на российском рынке труда?

В России проблема эффективности сферы труда и занятости явно недооценивается. Однако именно труд и занятость в конечном счете определяют объем внутреннего потребительского спроса, что, собственно, и есть реальный драйвер экономического роста - наряду с инвестициями и внешним спросом на отечественную продукцию.

Официальная безработица


С начала 2015 года отдельные, локальные случаи сокращения численности работников и появления новых безработных составили общий тренд нарастания безработицы на российском рынке труда. Уровень официальной безработицы приблизился к 6% - предельно допустимой для цивилизованных стран величине. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики о динамике численности безработных и уровня безработицы: если в 2013 году был отмечен спад (с незначительными отклонениями) этих показателей, продолжавшийся до середины 2014 года, то далее наблюдался их относительный рост. По последним статистическим данным, в мае 2015 года уровень безработицы составил 5,6% (4,3 млн. человек) против 4,9% в мае 2014 года. Слабее, чем в прошлом году, работает сезонный фактор спроса на рабочую силу. Отмечен почти двукратный рост коэффициента напряженности на рынке труда: на 100 заявленных вакансий в мае 2015 года было 87,2 человека, состоящих на учете в службе занятости населения, против 48,8 в мае годом ранее.

Официальная безработица все более приобретает застойный характер: увеличивается среднее время поиска работы (7,6 месяца), в состояние безработицы втягиваются молодые люди (средний возраст безработного - 36 лет). Застойная безработица чревата негативными социальными последствиями, поскольку ослабляет мотивацию людей к трудовой деятельности, к повышению квалификации и творческой самореализации, способствует распространению в обществе патерналистских настроений. Состояние длительной безработицы ведет к десоциализации и даже деградации бывших работников, что отрицательно отражается на воспитании и развитии детей в их семьях. Для преодоления последствий застойной безработицы потребуются немалые финансовые средства на квалификационную и психологическую реабилитацию людей.

По нашим оценкам, потери фонда заработной платы от официальной безработицы (если считать по медианной зарплате) в годовом исчислении составляют 1,3 трлн. руб., то есть порядка 4% от общей суммы потребительских расходов населения, или около 2% от ВВП в 2014 году.


Скрытая безработица


Рост официальной безработицы сдерживается расширением скрытых ее форм. В отличие от кризиса 2008 - 2009 годов, когда официальные показатели безработицы были заметно выше, для нынешней ситуации в большей степени характерны скрытые формы безработицы. Это проявляется в росте показателей неполной занятости и просроченной задолженности по зарплате, в принуждении работников к увольнению по собственному желанию и их вынужденному переходу на условия неформальной занятости.

По официальным данным, в I квартале 2015 года в режиме неполной занятости - неполное рабочее время, простои, отпуска без сохранения зарплаты - работали 3,2 млн. человек, или 9,4% от списочной численности работников в организациях. (В 2008 году вынужденная неполная занятость составляла в среднегодовом исчислении 1,6 млн. человек, или менее 4,4% от среднесписочной численности работников.) А просроченная задолженность по зарплате на начало июня 2015 года составила 3,3 млрд. руб., что на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2014 года.

Скрытые формы безработицы также связаны с потерей работы и вынужденным переходом людей на условия неформальной занятости. Масштабы неформальной занятости по-разному оцениваются официальной статистикой и экспертами.

По данным Росстата, в 2013 году средняя численность неформально занятых людей (по сути, самозанятых) составляла 14,1 млн., или 19,7% от общей численности занятых в экономике. Фактически это нижняя оценка неформального сектора занятости. С 2004 года прирост этого показателя составил 2,8 млн. человек.

Если оценивать по остаточному методу, который предполагает определение разницы между среднегодовой численностью занятых в экономике и среднесписочной численностью работников предприятий и организаций, то численность неформально занятых в том же 2013 году - порядка 22,1 млн. человек (33% от общей численности занятых), что является верхней границей неформального сектора занятости.

В итоге по состоянию на 2013 год разница в данных Росстата и оценках исследователей составила 8 млн. человек. Немалую часть их можно отнести к категории скрытых безработных (тех, кто не занимается поиском работы и, по методологии МОТ, не относится к безработным).

Данных за последний отчетный год пока нет. Судя по предварительным оценкам, можно сказать, что сокращение формальной занятости с 2008 года примерно на 4 млн человек в 2014 году зеркально отражается на увеличении масштабов неформальной занятости.

В отношении неформальной занятости сегодня есть опасность принятия административно-ограничительных мер (предложения ввести различные налоги для неформально занятых работников, включая налог на гражданство). Такие меры могут привести к росту официальной безработицы и увеличению социальных выплат из бюджета.

Наиболее эффективный путь сокращения неформальной занятости - это создание рабочих мест и реализация программ профобучения и переобучения, направленных на приобретение определенных профессиональных компетенций и навыков этой категорией занятых. Такие программы должны осуществляться на основе государственно-частного партнерства, как это и происходит в цивилизованных странах.


Массовое снижение заработной платы


Расширение скрытых форм безработицы происходит не только напрямую, но и через понижение зарплаты, которое охватывает значительную часть работников и ведет к снижению среднестатистических показателей оплаты труда.

Особенность текущего экономического кризиса состоит не только в падении реальной зарплаты (в январе - мае 2015 года - 91,2% от показателя за соответствующий период 2014 года), но и в стагнации на грани снижения номинальной заработной платы. Отметим, что в течение последних 15 лет снижение реальной зарплаты было только в 2009 году - на 3,5% за год, при этом рост номинальной зарплаты был обеспечен на уровне 10%. Между тем нередко звучат предложения о том, что необходимо сократить заработную плату, хотя этот шаг повлечет уменьшение потребительского спроса, ослабление трудовой мотивации и мобильности рабочей силы.

Наметившаяся тенденция к снижению зарплаты представляет собой новую форму скрытой безработицы, которая, по расчетам, на данный момент составляет порядка 3 - 3,8 млн. человек (против 1,1 млн. в 2009 году). Как результат снижение потребительского спроса ведет к росту дефицита рабочих мест: по оценкам, оно эквивалентно потерям в экономике страны от 4 до 9 млн. дополнительных рабочих мест (в зависимости от стоимости одного рабочего места) по условиям текущего года.

В отличие от кризиса 2008 - 2009 годов, когда были реализованы экстренные меры по повышению пособий по безработице, минимального размера оплаты труда (МРОТ), зарплаты работников бюджетной сферы, сегодня в этом направлении ничего не предпринимается. В результате МРОТ по отношению к прожиточному минимуму (ПМ) трудоспособного населения в I квартале текущего года составил 57% против 67% в I квартале 2014 года. По оценкам, прирост потребительского спроса при условии повышения МРОТ до ПМ трудоспособного населения мог бы позволить ввести дополнительно порядка 500 тыс. рабочих мест. С учетом обеспечения дифференциации по интервалам распределения работников по уровню зарплаты (от зарплаты на уровне ПМ трудоспособного населения до ее медианного значения) рост покупательной способности населения позволил бы создать дополнительно 1 - 2 млн. рабочих мест (в зависимости от стоимости одного места).

На наш взгляд, от политики снижения зарплаты и доходов населения и экономии на социальных расходах, сокращающей потребительский спрос и имеющей другие негативные социальные последствия для российского общества, целесообразно перейти к политике регулирования сверхдоходов, которые имеет относительно ограниченное число людей (5 - 10% населения). При этом сверхдоходы следует облагать прогрессивным подоходным налогом или стимулировать их обладателей к инвестированию в создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Такой шаг будет социально справедливым, поскольку нынешняя элита привела страну к экономическому кризису, не несет за это никакой ответственности и продолжает получать сверхдоходы. Новая политика в отношении сверхдоходов позволит обеспечить ресурсы для повышения МРОТ до уровня ПМ трудоспособного населения и одновременной отмены подоходного налога с МРОТ, для увеличения пособий по безработице, повышения пенсий и их индексации, для развития здравоохранения и образования.


Неэффективная структура занятости


Сложившаяся в России структура занятости по сегментам экономики и рынка труда существенно отличается от таковой в ведущих странах. Эта структура под влиянием внешних и внутренних экономических факторов генерирует рост безработицы и нуждается в реструктуризации.

Реальный сектор. Прежде всего, речь идет о соотношении и динамике занятости в основных сегментах реального сектора экономики: крупном, среднем и малом бизнесе.

На крупных предприятиях России заняты примерно 18 млн. человек - 60% от общей численности работников реального сектора экономики. А в среднем в странах ЕС в крупном бизнесе заняты примерно 30%, и лишь в немногих европейских государствах - не более половины всех работающих. И напротив, доля занятых в малом и среднем бизнесе в России относительно низка - не превышает 40% от общей занятости (более 12 млн. человек, в том числе около 11 млн. в малом бизнесе) против 70% в европейском малом и среднем бизнесе.

Более того, численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей в России составляет 3,5% занятого в экономике населения, тогда как в странах ЕС - порядка 15% занятых. При этом за рубежом индивидуальными предпринимателями чаще становятся люди пенсионного и предпенсионного возраста: примерно половину европейских индивидуальных предпринимателей составляют лица старше 65 лет, каждый пятый - в возрасте 50 - 64 лет.

Иными словами, в России крупный бизнес играет ведущую роль на рынке труда, а в европейских странах большинство работников занято в малом и среднем бизнесе - именно они составляют основу европейской экономики и оказывают наиболее существенное влияние на занятость и ее структуру. Соответственно, в России определяющий вклад в добавленную стоимость (ВВП) вносит крупный бизнес (примерно 75%), тогда как в развитых странах, напротив, малый бизнес (70 - 80% в западных странах против 25% в России).

Российская структура занятости во многом определяет текущие изменения в сфере труда и занятости. В настоящее и ближайшее время во всех сегментах рынка труда большинство работодателей будут вынуждены идти на сокращение численности работников - из-за необходимости оптимизировать процесс производства, сокращать издержки и поддерживать на приемлемом уровне производительность труда.

Масштабные сокращения численности работников ожидаются в сегменте крупного бизнеса, поскольку именно крупный бизнес наиболее уязвим при неблагоприятных внешнеэкономических факторах. До кризиса источником развития большинства крупных российских компаний и банков были западные финансовые рынки, которые в настоящее время в основном утрачены. Особенно болезненными для крупных предприятий стали санкционные ограничения на импорт новых технологий и комплектующих изделий, а также на экспорт российской продукции.

Антикризисные меры правительства России, предусматривающие финансовую поддержку крупнейших системных отраслей промышленности, позволят в определенной мере сдержать процесс сокращения численности работников в базовых секторах экономики, особенно пострадавших от санкций. Но можно предположить, что в кратко- и среднесрочной перспективе занятость в этих сферах будет падать.

Объективной экономической основой снижения потребности в рабочей силе для крупного российского бизнеса на долгосрочную перспективу является назревшая необходимость модернизации производства, создания современных рабочих мест на основе внедрения технологических, управленческих и организационных инноваций. Ожидаемым следствием таких мер должно стать повышение производительности труда, обновление ассортимента и рост качества выпускаемой продукции.

В условиях роста безработицы нишей для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с сокращениями на крупных предприятиях, способен стать малый и средний бизнес (МСБ). Однако сокращение рабочих мест происходит и в сегментах МСБ, ориентированных в основном на внутренний российский рынок. Это обусловлено низким потребительским спросом, трудностями поиска инвестиций, относительно высокими налогами и социальными платежами неналогового характера, различного рода административными барьерами.

В реальности российский МСБ имеет достаточно большой потенциал для роста не только в оптово-розничной торговле, производстве и строительстве, но и в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

По статистике, в 2013 году число инновационно активных предприятий, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, оставалось на уровне 2000 года, составляя только 10% всех предприятий (в большинстве развитых стран - более 50%). При этом в России в затратах на технологические инновации доминируют расходы на приобретение машин, оборудования и технологий за рубежом, а не на разработки и внедрение новых отечественных технологий. В малом бизнесе доля инновационных предприятий еще ниже - порядка 5%, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг малых предприятий - 2,1%. Учитывая весомую роль малых инновационных форм бизнеса в ведущих странах (европейские показатели превышают российские примерно в 10 раз), это направление должно стать одним из приоритетов развития экономики и рынка труда в России.

В передовых странах инновационный МСБ наиболее гармонично развивается в связке с крупными компаниями, участвуя в одном или нескольких этапах инновационного процесса. Как правило, в западных странах крупные корпорации активно сотрудничают с малым инновационным бизнесом. А чаще всего - сами являются учредителями малых инновационных предприятий, которые считаются более гибкими и эффективными в части разработки и внедрения инновационных продуктов, чем структурные подразделения крупных компаний.

В России основным рычагом создания новых рабочих мест может стать доступность дешевых кредитов для всех сегментов бизнеса. А также - формирование вокруг крупных компаний технопарков, которые в формате малого инновационного бизнеса создадут цепочку субподрядчиков, производящих высокотехнологичную продукцию.

Бюджетный сектор. В бюджетном секторе заняты порядка 14 млн. человек. Во время кризиса 2008 - 2009 годов был активно использован такой инструмент стимулирования более качественного труда и роста потребительского спроса, как увеличение зарплат работникам бюджетной сферы. В соответствии с майскими указами президента 2012 года эта политика должна была продолжаться и в последующие годы. Однако начало кризиса и рост безработицы, наблюдаемые со второй половины 2014 года, затронули бюджетные учреждения, особенно в области здравоохранения и образования. Чтобы органы управления могли выполнить государственные обязательства, единственным выходом стало слияние бюджетных учреждений при одновременном сокращении их персонала. Это демонстрирует намерение власти сократить социальные расходы госбюджета, и, скорее всего, такая политика будет продолжена и в ближайшее время.

Основные выводы


Сегодня в отношении сферы труда и занятости нужны срочные меры, которые позволили бы смягчить последствия неблагоприятных для российской экономики внешних и внутренних экономических факторов. К подобным первоочередным мерам, на наш взгляд, следует отнести:

- формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности дешевых кредитов для предприятий всех сегментов экономики, а также для индивидуальных предпринимателей, инвестирование в создание новых высокопроизводительных рабочих мест, прежде всего в интересах модернизации крупного бизнеса, на основе государственно-частного партнерства;

В подготовке материала принимали участие Лариса Зубова, зам. директора Проектно-аналитического центра АТиСО и Ольга Антропова, ведущий научный сотрудник Проектно-аналитического центра АТиСО

Источник:
Solidarnost.org




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: