Архив
Отзывы читателей

ЗАО "Александрия"
«Все новинки по управлению качеством узнаем первыми из вашего журнала»

Читать полностью

Дударева Марина Юрьевна

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Русская Школа Управления

Опрос
  1. Какие вы используете средства для мотивации сотрудников?
    37% Денежные премии и иные способы материального вознаграждения
    29% Ни одно из перечисленных
    18% Все перечисленные
    13% Использование интересов и увлечений сотрудника в профессиональной деятельности
    3% Конкурсы, соревнования с выдачей грамот, размещением фото на доске почета и т. п.
Выставки в ЦВК Экспоцентр


ГлавнаяЖурналы → «Методы менеджмента качества»
01.05.2018

Мнения о практике применения стандарта ISO 9001:2015 в последний год переходного периода

Результаты опроса различных консультантов и аудиторов о практике применения стандарта ISO 9001:2015 показали, что существует неоднозначное понимание новых требований стандарта. Так, например, ведущий аудитор «ТЮФ Норд» Е.В. Княгинин считает, что текущая версия стандарта превратилась в некую идеальную модель системы менеджмента предприятия, а не менеджмента качества. Во многом такое восприятие обусловлено новой структурой стандарта (структурой верхнего уровня — high-level structure).
Главный эксперт ООО «НИИТ» А.А. Дени­сова акцентирует внимание на размытости новых требований стандарта. Однако проректор по качеству, заведующая кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета Е.А. Горбашко, наоборот, говорит об ужесточении требований в версии стандарта 2015 г. и о том, что они стали более практико-ориентированными. Начальник сектора контроля качества ФБУ «Самарский ЦСМ» С.Л. Александров обращает внимание на отсутствие трудностей при применении стандарта ISO 9001:2015.
В свою очередь эксперт по сертификации систем менеджмента ООО «Невский институт инновационных технологий» М.А. Самсоненко подчеркивает проблемы формального отношения при реализации риск-ориентированного подхода по версии стандарта ISO 9001:2015. Начальник отдела менеджмента качества и сертификации Кубанского технологического университета И.Т. Заика обращает внимание на процесс оптимизации документированных процедур на основе риск-менеджмента, в котором топ-менеджмент неизбежно принимает участие, так как именно высшее руководство подписывает главные документы по изменениям.
Мнения экспертов разные, поэтому редакция журнала «Методы менеджмента качества» обратилась к председателю технического комитета по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента», представителю Российской Федерации в ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» В.И. Галееву, участвующему в разработке стандартов ISO серии 9000, с просьбой прокомментировать данные высказывания.

Среди затронутых тем ключевым, конечно же, является вопрос о значимости стандарта ISO 9001:2015 для потребителя в контрактных ситуациях. Действительно, соответствие СМК стандарту, выраженное, например, в форме сертификата, теперь меньше говорит потребителю о каких-то элементах СМК поставщика. Например, неизвестно, есть ли у него документированная процедура действий с несоответствующей продукцией. В этом смысле стандарт в определенной степени потерял свою значимость в конт­рактной ситуации применительно к отдельным элементам системы. Однако надо отметить, что по другим элементам, например планирование, знания организации и т. д., ситуация обратная.
Следует учитывать, что в тех секторах экономики, где риски потребителя велики (автомобилестроение, авиастроение, нефтехимия, пищевая промышленность и др.), появились и множатся «отраслевые» стандарты с дополнительными требованиями (обратим внимание, что это произошло еще при предыдущих версиях стандарта ISO 9001), которые в основном и используются в контрактных ситуациях в этих секторах. Структура и содержание всех этих стандартов перестраиваются или уже перестроены в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 версии 2015 г. Кроме того, в этих секторах каждый конкретный пот­ребитель зачастую добавляет и отражает в контракте свои индивидуальные требования к СМК поставщика. Иными словами, для названных секторов «потеря» жесткости определенных требований стандарта ISO 9001 не имеет особого значения. С другой стороны, все более активное применение стандарта в сфере услуг в таких секторах, как образование, здравоохранение, управление на государственном и муниципальном уровнях, транспорт и т. д., где результат в каждой отрасли имеет свою специфику, а контрактные отношения имеют другое наполнение, нежели в промышленности, обус­ловило запрос на бóльшую универсальность его требований, который не мог быть проигнорирован ИСО/ТК 176. Однако бóльшая универсальность, в свою очередь, не могла не сказаться на конкретизации ряда требований.
Смещение баланса от конкретизации к универсальности усложняет процедуру внешнего аудита СМК, что справедливо отметили участники дискуссии. Аудит стал более трудоемким и, если можно так выразиться, более творческим процессом (так же как процесс внедрения СМК). Логично, что Международный форум по аккредитации (IAF) рекомендовал органам по сертификации провести обучение по новой версии стандарта и проверку знаний экспертов по сертификации СМК.
Трудно согласиться с мнением, что стандарт ничего не добавил в части требований к деятельности руководства организации. Простое сравнение раздела 5 прежней и новой версий показывает, что число таких требований существенно возросло. Оставим в стороне вопрос фактической их реализации, это проблема конкретных руководителей, а не стандарта. В стандарте установлено, что руководство организации должно обеспечить интеграцию требований СМК в бизнес-процессы. Это очень важно, ведь именно из-за того, что некоторые руководители рассматривают СМК как нечто отдельное, не относящееся к реальным бизнес-процессам, происходит формальное внедрение системы со всеми вытекающими последствиями.
Еще одна активно обсуждаемая тема — акцент стандарта на риск-ориентированном мышлении, что вызывает настороженность у многих пользователей. Однако в п. 4 Приложения А разъясняется, что это не новая тема для стандарта. По сути, каждое положение стандарта, начиная с версии 1987 г., — это мера снижения риска. И при этом в этом же разделе подчеркивается, что стандарт не требует применения формализованных методов менеджмента рисков. Мышление на основе оценки рисков — важная подсказка, как подходить к определению любых действий в рамках системы. Например, нужна для какого-либо процесса СМК документированная процедура или нет. Определите и оцените риски (не обязательно количественно) и примите решение.
Затронута в дискуссии и интеграция систем менеджмента. Однако в стандарте никаких специальных требований в части интеграции не установлено. Да, его структура основана на Приложении SL Части 1 Директив ИСО, которое разработано специальной рабочей группой, созданной Техническим руководящим бюро ИСО, и устанавливает общую структуру верхнего уровня и общий основной текст стандартов, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО) на системы менеджмента. Однако в п. 0.4 стандарта ISO 9001 указано, что стандарт не содержит требований к другим системам менеджмента и, таким образом, не охватывает других аспектов деятельности организации, кроме обеспечения способности поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей. Иными словами, он не является моделью «общей» системы менеджмента. Что касается самой темы интеграции, то все, кто знаком с практическими проблемами, возникающими на предприятиях при внедрении систем менеджмента, согласятся, что она чрезвычайно важна для любой организации. В любой компании руководители и персонал работают в единой системе менеджмента, они должны одновременно внедрять требования разных стандартов, в том числе отраслевых, поэтому нужна интегрированная система менеджмента. Для решения этой задачи требуются усилия и на уровне международной стандартизации, и на национальном уровне, и на уровне организации. Разработка и пересмотр стандартов на любую систему менеджмента на общей основе Приложения SL существенно облегчает эту задачу. Отметим, что новая версия стандарта IATF 16949 разработана на основе стандарта ISO 9001:2015, т. е., по сути, на основе SL. Это означает, что организация, которая осуществила переход на новую версию стандарта ISO 9001, в большей степени готова к внедрению систем менеджмента на основе любых других стандартов, ей проще будет это сделать.
Время бежит быстро. Ка­жется, совсем недавно по­явился существенно обновленный стандарт требований на СМК, а уже в сентябре этого года заканчивается период перехода на версию 2015 г. Накапливается опыт применения стандарта и в промышленности, и в других секторах экономики. Пройдет пара лет, и начнется работа над следующей версией стандарта ISO 9001. Есть такое предложение: давайте используем обновленный ТК 076, одной из задач которого является участие в работе ИСО ТК/176, как площадку для обсуждения и формирования позиций российских экспертов в этой работе.

В. Горячев. «Мнение о стандарте ISO 9001:2015»

Начало активности (дата): 01.05.2018

Автор: В. Галеев
Рубрика: Международные стандарты

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться




Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России

ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru