Архив
Отзывы читателей

ФГУП «НПЦАП»
Наше предприятие является постоянным подписчиком и активным читателем журнала ММК. Хотелось бы выразить огромную благодарность коллективу этого журнала, так как он позволяет людям схожих профессий, находящихся за километры друг от друга, обмениваться последними новостями, дискутировать, делиться собственным...
Читать полностью

Михалёва Дарья Владимировна, инженер по качеству ФГУП «НПЦАП»

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы ВконтактеLinkedIn



6-я международная выставка ЭкоГородЭкспо
Премия приоритет
Русская Школа Управления
Молодежный форум Профессиональный рост
Международная выставка франшиз "BUYBRAND EXPO 2016"
Энергоэффективность и Энергосбережение
Международный форум «Микроэлектроника 2016»
XXI Международная научно-практическая конференция «Косметическая индустрия: взгляд в будущее»
16-я Международная выставка оборудования для неразрушающего контроля и технической диагностики
Франко-российский Бизнес-Форум
Медицинская промышленность России и СНГ

Опрос
  1. Что для вас наиболее важно при оценке качества управления в вашей организации?
Выставки в ЦВК Экспоцентр


ГлавнаяЖурналы → «Методы менеджмента качества»
01.05.2016

Баланс интересов в бережливом производстве

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ГЛАЗУНОВ
эксперт-аналитик, действительный член Международной гильдии профессионалов качества

– Если вы снизите потери, то мы сэкономим наши деньги.
– Верно, мы сэкономим ваши деньги.
(Из диалога высшего менеджера и рабочего)

В диалоге эпиграфа нетрудно определить, какие слова принадлежат высшему менеджеру, а какие — рабочему. Увы, только вряд ли в реальности мы когда-либо сможем услышать приведенный выше ответ рабочего. Но это совсем не означает, что он думает как-то иначе.

Так в чем же проблема? И есть ли проблема? Есть. Российская промышленность (да и не только промышленность) уже много лет отчаянно штурмует бастион под названием «Бережливое производство». В этой битве есть и раненые, и павшие, и взятые в плен, и даже прорвавшиеся на ту сторону бастиона. Не хватает только победы, а именно — необратимого нового состояния отношения всех уровней персонала компаний к тому, что и как они делают.

Ситуация в целом, может, даже и улучшается, но кардинально не изменяется. Причин, как всегда, достаточно. Здесь мы коснемся только одной из них — конфликта интересов участников при запуске программ по внедрению бережливого производства.

Главное препятствие все-таки не в некомпетентности менеджеров или неумелости рабочих, а в принципиальнейшем конфликте интересов при устранении всех видов потерь на производстве. Межоперационные запасы, для примера, хорошая страховка от нерадивого смежника или ожидаемых внезапных остановок в работе оборудования. Излишнее время на выполнение операций позволяет рабочему подстраховать себя на случай поломок некачественного инструмента, задержек в поставке заготовок и еще целого ряда причин, среди которых только где-то в конце стоит его неумение производительно работать.

Мы его уже обучаем, вовлекаем, мотивируем, а он ни в какую… А все потому, что борьба с потерями обычно принципиально конфликтует с его интересами. Точнее, не сама борьба с потерями, а то, для чего и как это делается. Кто же из заинтересованных сторон в нашей промышленности является реальным выгодополучателем при снижении потерь? Потребитель? Пожалуй, нет. Примеры, когда программы снижения потерь приводят к снижению цен (с учетом инфляции, конечно), остаются пока уникальными исключениями. Общество? Тоже нет, так как налогооблагаемая база формируется по другим принципам. Рабочие? Тоже чаще всего нет. Повышение интенсивности труда вместо производительности, риск потерять работу, непропорциональное вознаграждение за улучшения, дополнительная отчетность и риск получить неприятности от непосредственного руководства. Вот неполный перечень потенциальных, а для кого-то уже и фактических рисков при реализации программ снижения потерь. Оставшиеся реально заинтересованные стороны установить несложно.

Пока действует формула «затраты + прибыль = цена» вместо формулы «цена – затраты = прибыль» конфликт интересов в задаче снижения потерь неизбежен. Гораздо проще сегодня либо повышать цену, ссылаясь на инфляцию, либо заменять материалы, комплектующие более дешевыми, упрощать технологию, сокращать циклы и т. п.

Безусловно, все это не касается тех компаний, которые выбрали стратегически путь снижения потерь в интересах всех его участников. Именно в таких компаниях уже на первых шагах производится модернизация производства, совершенствуется технология, обеспечивается эффективность и безопасность рабочих мест, изменяется система оплаты труда, ведется работа с поставщиками по повышению надежности поставок, с потребителями — по обеспечению стабильных и долгосрочных заказов и т. д. Такие действия руководства и собственников демонстрируют всем участникам этой работы, что и они являются полноправными выгодополучателями от результатов. Все это должно найти отражение в официальной стратегии и принимаемых целях. В целях должны увидеть свою выгоду все заинтересованные стороны. Тогда возможен баланс интересов как катализатор результативности и эффективности производственных систем, строящихся на принципах бережливого производства.

Теги: Бережливое производство, Методы менеджмента качества
Начало активности (дата): 01.05.2016
Количество показов: 326

Автор: Глазунов А.В.
Рубрика: СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ...

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться




Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России

ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru