Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы ВконтактеLinkedIn



6-я международная выставка ЭкоГородЭкспо
Русская Школа Управления
Время инноваций

Опрос
  1. Какая из конкурсных статей, опубликованных в июле-ноябре в журнале Business Excellence и на нашем сайте (см. в открытом доступе в Архиве журнала), наиболее интересна для Вас

    39% Каков хозяин, таков и дом, или Стремление «Жилищников» к деловому совершенству
    26% Техническая поддержка - ПИТ-стоп в вашем бизнесе
    17% Корпоративная социальная ответственность и цикл PDCA
    9% Модель сквозных бизнес-процессов: ускоряем согласование
    9% Интерактивные регламенты: on-line консалтинг нового поколения
Выставки в ЦВК Экспоцентр


Блоги

Сохраняйте спокойствие и подготовьтесь к работе по стандарту ISO 9001:2015

В январском номере журнала "Методы менеджмента качества" был опубликован материал, в котором восемь экспертов рассматривают основные изменения в стандарте ISO 9001 и дают рекомендации по управлению ими.


Статья "Сохраняйте спокойствие и подготовьтесь к работе по стандарту ISO 9001:2015" http://www.ria-stk.ru/libraries/detail.php?ELEMENT_ID=99661 помогает понять, какие основные изменения содержатся в стандарте ISO 9001:2015, каково их значение, что необходимо сделать, чтобы соответствовать новым требованиям, а также какие ресурсы потребуются в переходном периоде.

К статье "Сохраняйте спокойствие и подготовьтесь к работе по стандарту ISO 9001:2015" http://www.ria-stk.ru/libraries/detail.php?ELEMENT_ID=99661

Владимир Васильевич Горячев
канд. техн. наук, эксперт СДС «Военный Регистр», «Оборонсертифика», ГОСТ Р (Москва)



Краткие комментарии к рекомендациям экспертов по управлению изменениями в стандарте ISO 9001:2015

В № 1 ММК за 2016 г. /1/ опубликован зарубежный опыт ряда экспертов по управлению изменениями в стандарте ISO 9001:2015 /2/, некоторые утверждения которых вызывают вопросы.

Раздел «Приготовьтесь к новой структуре стандарта», подраздел «Что необходимо делать?». Не вполне понятна фраза: «Организация планирует, как она будет подходить к решению проблем при отрицательном или положительном воздействии факторов, которые могут влиять на систему менеджмента и требований в соответствии со своими приоритетами в рамках системы менеджмента». Наверное, приоритеты у системы менеджмента должны быть одни – это выполнение требований заказчика (ориентация на потребителя), и повышение результативности (улучшение). В разделе говорится, что «Посредством планирования организация предвидит возможные нежелательные явления и предпринимает предупреждающие действия по их недопущению». Но в версии стандарта ISO 9001:2015 предупреждающие действия отсутствуют. Ниже же по тексту авторы говорят о рисках, а оценка рисков и предупреждающие действия не одно и то же.

Раздел «Оцениваете риск», подраздел «Что необходимо делать?». Вряд ли можно согласиться с утверждением, что «Одно из дополнительных преимуществ включения в стандарт ISO 9001:2015 концепции мышления, основанного на оценке риска, — устранение неэффективного и трудоемкого процесса предупреждающих действий, требования к которому были включены в стандарт ISO 9001:2008». По трудоемкости и эффективности предупреждающие действия не сильно отличаются от корректирующих действий. Само же понятие «предупреждающие действия» шире, чем оценка риска, см. /3/. К тому же можно было оценить и проверить результативность предупреждающих действий. В соответствии с п. 3.7.9 ISO 9000 /4/ «Риск - влияние неопределенности», а «Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности». Оценить же неопределенность или вероятность или проверить при аудите правильность оценки сложнее, чем проверить результативность.

Примеры, приведенные в разделе «Оцениваете риск», не вполне корректны. Так Дениз Робитаилль задается вопросом «Что произойдет, если вы измените дизайн вашего наиболее востребованного продукта?» и отвечает на него «Вы улучшите свои позиции на рынке и превзойдете конкурентов». Но это возможно только в случае, если дизайн продукта будет лучше, чем у конкурентов, а цена сопоставима. Но с улучшением дизайна может увеличиться и цена продукта! Тоже самое и с заключением контракта, который может удвоить бизнес. Сам автор окружает эту возможности рядом дополнительных условий, которые как раз и есть риски и их следует учитывать при заключении контракта.

Раздел «Лидеры, шаг вперед!», подраздел «Что изменилось?». В стандарте ISO 9001:2015, в п. 5.1.1 п.п. 1), 7), 9) и далее по тексту говорится о результативности, а не эффективности СМК. Как, известно, результативность и эффективность понятия разные. Подраздел «Что необходимо делать?». Здесь непонятен термин «высокоэффективных людей». Что вкладывается в это понятие? Что значит, человек, отличающийся высокой эффективностью? Человек, приносящий прибыль или действия которого эффективны? В книге С. Кови /5/, на которую ссылается автор, приводятся 7 навыков «высокоэффективных людей», но определения нет. Навык 2 «…основан на воображении – способности предвидеть, представлять возможное, создавать в уме то, что в данный момент невозможно увидеть глазами, а также на совести – способности определить свою индивидуальность и те личные, моральные и этические нормы, опираясь на которые, мы сможем достичь наиболее полной самореализации. Этот навык обеспечивает надежный контакт с нашими основными парадигмами и ценностями и видение того, кем мы можем стать». И, конечно, он поможет высшему руководству демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента. Наверное, можно и сослаться на навык 7, где Стивен Кови советует людям постоянно совершенствовать себя, чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности.

Раздел «Определите потребность в документации», подраздел «Что это означает?». Билл Астон пишет, что «В стандарте ISO 9001:2015 не требуется формальной оценки рисков. Организация сама определяет, необходима ли формальная оценка риска, и если да, то выбирает наиболее подходящий для этого метод». Но в п. 6.1.1 ISO 9001:2015 говорится: « При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы и требования и определить риски…». Что это как не формальное требование определить риски! Ниже по тексту автор говорит: « Аудиторы должны быть хорошо осведомлены о рисках, связанных с продукцией, услугами и проверяемыми процессами, и быть готовыми оценивать эффективность средств, используемых для управления этими рисками». И если сотрудники отдела (службы) качества еще могут быть осведомлены о рисках, связанных с продукцией, услугами и проверяемыми процессами (это возможно при условии, что они хорошо знают все процессы, связанные с выпуском продукции, что на практике, даже на предприятиях оборонно-промышленного комплекса происходит не всегда), то внешним аудиторам, проводящим выборочную проверку СМК и не знающими досконально деятельность проверяемого предприятия, оценить правильность определения рисков и эффективность средств, используемых для управления этими рисками, будет довольно затруднительно.

Вставка «ISO 31000 ОПРЕДЕЛЯЕТ МЫШЛЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА РИСКАХ». Утверждается: «…в новой версии явно определено, что какое-то минимальное управление рисками должно проводиться в рамках СМК организации…» и «организация может сама выбирать приемлемую для нее степень управления рисками». Здесь не совсем ясно, как действовать внешним, да и внутренним аудиторам при оценке пропорциональности мер, принимаемых в отношении рисков и возможностей, их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг (п. 6.1.2 /1/). В примечании 1 говорится: «… допущение риска с тем, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий...». И какая должна быть при этом вероятность? А если учитывать, что, как говорится в стандарте ISO 31000, « Риск часто выражают в виде комбинации последствий событий (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с этим вероятности или возможности наступления» (примечание 4), а «Неопределенность - это состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности» (примечание 5), оценка их при аудите вызовет некоторые трудности. В заключении хотелось бы пожелать, чтобы рекомендации носили более конкретный характер.

Список использованной литературы
1. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования.
2. Дин Десаи, Сьюзан Л.К. Бригс, Джон Е. «Джек» Вест, Чарльз А. Сианфрани, Дениз Робитаилль, Пол Палмз, Билл Астон, Аллен Глук Сохраняйте спокойствие и подготовьтесь к работе по стандарту ISO 9001:2015 - Методы менеджмента качества, № 1, 2016 г.
3. В.В. Горячев Основные отличия стандарта ISO 9001:2015 от ISO 9001:2011 - Методы менеджмента качества, № 11, 2015 г.
4. ISO 9000:2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
5. С. Кови Семь навыков высокоэффективных людей – М.: Альпина Паблишер, 2011.
6. ISO 31000:2009 Менеджмент риска. Принципы и руководство.
Отлично написано
ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru